Из жизни 30 лет одиночества и скуки: чем жили и как работали знаменитые «бабушки в будках у эскалатора», которых с 1 апреля больше не будет в метро

10 939

С 1 апреля московское метро ликвидирует должность дежурного у эскалатора. Все, больше не будет этих хмурых тетенек, которые понуро глядят на эскалатор и к которым ни в коем случае нельзя было обратиться с вопросом, как куда-то проехать или пройти. Табличка на стеклянной кабинке гласила, что дежурные по эскалатору справок не выдают. Одна из работниц подземки рассказала изданию Esquire, каково это — сидеть в такой кабинке и скучать 30 лет подряд. Вот что рассказала Ольга (женщина попросила изменить ее имя)

Ольга, дежурная по эскалатору:

— Представьте себе чулан. Сядьте в этот чулан, поставьте перед собой какой-нибудь телевизор, по которому будут показывать только дорогу, и попробуйте посидеть, не вставая, три с половиной часа. Просто попробуйте и не заметите, как через 10 минут будете спать крепким сном и все у вас будет прекрасно.

Работать в метро я пришла случайно, увидела объявление на улице, мне тогда было девятнадцать лет. Я швея по профессии, после училища отработала практику на фабрике — не понравилось. В метрополитене меня сразу приняли, предложили несколько должностей на выбор, и я недолго думая решила пойти дежурной у эскалатора. Сейчас мне нет и пятидесяти, работаю в метрополитене с 1988 года. В то время в кабинках сидели одни бабушки, и на меня они смотрели немного дико. Я не робела, ведь что переживать, если скоро, как они, стану?

Когда я только пришла, мы пытались по-разному справляться со сном. Сначала были семечки: сидит бабушка и семечки щелкает; конечно, смотрелось отвратительно, но хоть как-то занимало. Помогала еще жвачка. Бывало, что я засыпала на месте. Как-то смотрю на эскалатор — и у меня все люди в плащах одинаковых. Или было еще, что все с газетами одинаковыми. Спрашиваю себя в такие моменты: «Спишь, что ли?» И после этого понимаю, что да, действительно сплю.

Как признается Ольга, от скуки постоянно мозг работает, пытается что-то придумать. Она поначалу справлялась так: смотрела на людей, на то, как они выглядят, и анализировала. Например: «Какое красивое платьице на девочке! Интересно, как оно сшито?» А на кого-то посмотришь, думаешь: «Вот он сумасшедший — такое надевать! Интересно, что думает его мама?» Потом появилось любопытство, ей было интересно не только на них смотреть, но и общаться. Они подходили, спрашивали что-то, начинался интересный разговор. С некоторыми пассажирами даже сдружилась, много лет они потом махали Ольге рукой.

Ольга, дежурная по эскалатору:

— Я часто песни напеваю, особенно русские народные. Бывало, что сама с собой говорила. Когда мне что-то нравится, эмоции переполняют и выходят наружу словесно. Либо ругаешься вслух, либо, наоборот, ухмыляешься. Ну, это нормальные явления у человека.

Каждый час мимо кабинки, в которой я сижу, проходит 8200 человек. Иногда человек подходит, что-то хочет спросить и прям на кабинку налегает, в такие моменты просто говоришь: «А вы не хотите на мое место сесть?» Эта кабинка дает некую защиту. Ты не чувствуешь дискомфорта, ты можешь в любой момент закрыть дверку: «Вот там все написано, до свидания».

Несчастных случаев у нас тоже было много, о них не пишут в газетах, как правило. Одному голову снесло зеркалом от поезда. Другой кубарем скатился и, ударившись головой о кафельный пол, умер на месте. Самое смешное — мы потом выяснили, что за два часа до этого он завещание написал, где все сестре оставил. Или на Новокузнецкой был случай: молодой человек выпивший шел по эскалатору, который работал на спуск, и он все пытался добраться до верха, у него не получилось, и он решил сесть на поручень. Эскалатор был у стены: он на поручень сел, не смог удержаться и на всей скорости улетел вниз. Его врачи даже не стали трогать, просто положили и вынесли. Самое интересное, что ручка выключения эскалатора, которая находится в начале и в конце поручней, оказалась у него в жопе.

А теперь, со слов Ольги, начальство сменилось, и все поменялось. Она узнала, что дежурных по эскалатору сокращают 5 декабря. Всех дежурных у эскалатора, которым больше 55 лет, выставят на улицу с апреля. Кабинки убирать не станут, просто человека, который там будет сидеть, назовут «слесарь-электрик». Они даже смеялись с коллегами, что на дверях теперь будет написано: «Слесарь-электрик справок не дает». Сейчас Ольга подала заявку именно на эту должность, но ей объяснили, что это не для женщин, так как надо работать с крупной техникой, чинить эскалаторы, но выбора у нее нет.

Ольга, дежурная по эскалатору:

— Мы все пытаемся улыбаться и жить дальше, но все равно находимся в каком-то бессильном состоянии. Все думают, как с долгами справляться, куда работать идти. Мысленно мы начинаем прощаться друг с другом. Не думаю, что мы станем собираться, когда наши кабинки опустеют.


  • Дежурные по эскалатору следят за пассажиропотоком. В их кабине мониторы, на которых отображается ситуация при входе/выходе на/с эскалатор (а). В экстренных случаях дежурные могут остановить эскалатор, кроме того, они следят за тем, как исполняют пассажиры правила метрополитена, делают объявления о предосторожности, дают рекомендации (по громкой связи) для пассажиров. Ещё они запускают и останавливают эскалаторы, если, например, на выход идёт намного больше людей, чем на вход.
  • Дежурные по эскалатору появились вместе с московским метро — в 1935 году. Сначала у них вовсе не было будок. На каждую ленту ставили по дежурному: люди не умели пользоваться эскалатором и часто падали. По данным профсоюза работников метро, в рамках реорганизации могут быть сокращены от 1 тыс. до 1,2 тыс. дежурных, которые в силу возраста могут и не найти новую работу.