Тема номера Гиззатулин отправится в колонию

Илона РАДКЕВИЧ
№28 (528) 05.07.2006

Судный день

Напомним: скандал о "пропаже" 41 миллиона рублей, которые должны были быть потрачены на строительство и ремонт карельских дорог, начался больше года назад. Дело Альбека Гиззатулина выделили в отдельное производство. Бывшего начальника Дорожного комитета республики обвиняли в превышении должностных полномочий и получении взятки.

В последний день оглашения приговора Альбек Гиззатулин пришел в черной рубашке, с вещами, очевидно, понимая, что его вряд ли оправдают.

— Можно, я задам вам этический вопрос? — обратился он к журналистам, но через секунду передумал: — Не буду.

Его сопровождали родственники и близкие друзья – всего пять человек. Они сидели с потухшими глазами и за все время не проронили ни слова. Не было лица и на подсудимом.

Виновным себя Альбек Гиззатулин так и не признал. На протяжении всего судебного разбирательства он и его адвокаты пытались убедить судью в том, что ни- какой взятки подсудимый не брал и должностные полномочия не превышал.

— Моя совесть чиста перед моей родиной, перед моими родителями, которые с молоком матери внушали мне, что такое честь и достоинство… — сказал в своем последнем слове подсудимый. — Я понимаю, что меня ждет самое худшее… Но грех этой несправедливости будет лежать на совести тех, кто так поступает с невинными, и они ответят за это страданиями своей души. Я невиновен.

Вина установлена

Превышение должностных полномочий Верховный суд Карелии усмотрел в том, что в январе-феврале 2001 года Гиззатулин заключил фиктивный договор подряда с фирмой "Трансстрой" на ремонт участка автодороги Чобино-Паданы. Он прекрасно знал, что работы проводиться не будут, да и выполнить их в назначенный срок (один месяц) в зимнее время невозможно. Тем не менее через какое-то время Гиззатулин дал указание подписать акт приемки выполненных работ.

Деньги — около 18 миллионов рублей, якобы выделенные на ремонт дороги, —были перечислены на счет Трансстроя. Однако, по указанию бывшего начальника Дорожного комитета, фирме пришлось их потратить не на дорожные нужды, а на покрытие расходов, связанных с покупкой полистерольных плит (этим Дорожный комитет республики оказывал услугу Росавтодору), покупку двух квартир для секретаря и начальника производственного отдела комитета, спонсорскую помощь конкурсу красоты и подводной лодке "Карелия" и прочие расходы.

Подтвердилось и обвинение во взятке. Суд установил, что в мае 2002 года Гиззатулин предложил генеральному директору фирмы "Трансстрой" безвозмездно предоставить "для нужного дорожной отрасли человека" трехкомнатную квартиру. Отказаться от столь "заманчивого" предложения было практически невозможно: от Гиззатулина зависело предоставление фирме подрядных работ. По этой же причине генеральный директор подрядной организации не мог отказаться и от нецелевого использования денег, выделенных на ремонт автодороги Чобино-Паданы.

Трансстрой приобрел квартиру и по договору "дарения" передал ее двоюродной сестре Альбека Гиззатулина. Женщина, надо заметить, не имела никакого отношения к дорожной отрасли. А на следующий год в знак благодарности за услугу бывший начальник Дорожного комитета республики помог фирме получить подрядные работы на сумму более 238 миллионов рублей.

Невиноватый я, он сам пришел

По словам подсудимого, Трансстрой закупил полистерольные плиты по собственной инициативе и за деньги, выделенные на ремонт совершенно другой дороги, а ремонт участка автодороги Чобино-Паданы был инициирован подрядной организацией для того, чтобы покрыть эту растрату. И квартиры секретарю и начальнику производственного отдела комитета были подарены Трансстроем как раз для достижения этой цели.

Гиззатулин пытался убедить суд в том, что понятия не имел о намерении Трансстроя не выполнять ремонт на автодороге Чобино-Паданы и постоянно требовал с подрядчика выполнения работ. Однако генеральный директор подрядной организации выполнять свои обязательства не хотел и даже угрожал ему (Гиззатулину) расправой. А потом решил скомпрометировать начальника Дорожного комитета республики. Для этого, по словам Альбека Гиззатулина, генеральный директор фирмы "Трансстрой" вступил с его сестрой в близкие отношения и подарил ей квартиру, после чего обвинил его во взятке. Однако, как выяснилось в ходе судебного разбирательства, эти люди не были даже знакомы друг с другом.

Сестра Альбека Гиззатулина на следствии и в суде давала очень противоречивые показания. То она утверждала, что квартира была дана ей в дар "за удовольствие и радость", то говорила, что купила жилплощадь за 15 тысяч долларов, десять из которых накопила сама, а пять одолжила. Однако и тех, у кого одалживала столь крупную сумму, и тех, у кого покупала квартиру, назвать отказалась. Между тем ее же знакомые утверждали на суде, что копить двоюродная сестра Гиззатулина просто не могла. Женщина и две ее дочери жили более чем скромно, им вечно не хватало денег.

Соседи сестры Гиззатулина рассказали: с прежней квартиры на Октябрьском проспекте она переезжала быстро и скрытно, чтобы никто ничего не видел. Уверяла, что перевозит вещи на дачу и едет жить к мужчине. Однако до соседей быстро дошли слухи о квартире, которую ей помог приобрести двоюродный брат. Родственники Гиззатулина этот факт, естественно, отрицали, уверяя, что близких отношений брат с сестрой не поддерживали.

Надеялись на справедливость

Альбек Гиззатулин был признан виновным в превышении должностных полномочий и получении взятки. Учтя социальную опасность действий Гиззатулина, суд пришел к выводу, что назначить ему условное наказание невозможно, но в связи с преклонным возрастом (58 лет), состоянием здоровья (вторая группа инвалидности), положительными характеристиками и прочими смягчающими обстоятельствами можно назначить ему срок ниже низшего предела санкций. Бывшего начальника Дорожного комитета республики — Заслуженного работника строительного комплекса РК, Почетного дорожника РФ, Заслуженного строителя РФ — приговорили к шести годам лишения свободы в колонии строгого режима. Трехкомнатную квартиру двоюродной сестры, полученную им в качестве взятки, суд постановил обратить в доход государства.

Комментировать приговор осужденный отказался. Пожал руку сыну, поцеловал жену, забрал вещи и вышел вслед за конвоем. Надевать наручники в зале суда ему не стали.

Защитников Альбека Гиззатулина, как того следовало ожидать, приговор не удовлетворил.

— Он не признал себя виновным, и мы будем обжаловать приговор, — сказал адвокат осужденного Юрий Мотылев. — Мы надеялись на справедливость. Я хочу вам напомнить, что все начиналось с организованной преступной группы (которой, как выяснилось, нет на самом деле), с того, что якобы похищен 41 миллион рублей (а оказывается, ничего не похищено). Вы, может быть, не знаете всего. Например, Трансстрой до сих пор остался должен по совершенно другому делу более семи миллионов рублей. С моей точки зрения, все это не было учтено при вынесении приговора. Ну и ряд других обстоятельств. Мы, естественно, обратимся в кассационную инстанцию.

Два дня понадобилось судье Верховного суда Элле Крыловой, чтобы огласить приговор бывшему начальнику Дорожного комитета Карелии Альбеку Гиззатулину. Судебное разбирательство длилось больше года, и было множество предположений касательно его исхода. Государственный обвинитель просила для Гиззатулина девять лет лишения свободы. Адвокаты настаивали на полном оправдании и освобождении. Суд приговорил к шести годам лишения свободы в колонии строгого режима.