Тема номера Кровавая бойня

Ксения Сорокина
№14 (724) 07.04.2010

Ужасающий случай браконьерства произошел в Лоухском районе около острова Кукат, что на озере Топозеро. Двое петрозаводчан подстрелили 14 северных оленей! Браконьерства в таких масштабах Карелия не знала уже давно. Северный олень занесен в Красную книгу Карелии, и охота на него категорически запрещена.

Загнали беременных

Весной самки северных оленей находятся в ожидании потомства, оленята, как правило, появляются на свет в мае. Почти половина из расстрелянных животных были беременны! Браконьерам даже не пришлось особо трудиться: они гнали оленей на мощных снегоходах. У преследуемых не было шансов выжить. По словам бывалых охотников, гнать беременных олених – все равно что заставлять бегать женщину на сносях. Уже через пять минут погони животные выбились из сил и остановились. Их примеру последовали самцы. Браконьерам осталось только расстрелять оленей в упор.

Но уйти безнаказанными браконьеры не смогли. Как рассказали в пресс-службе МВД, тревогу забили жители деревни Софпорог, расположенной недалеко от озера Топозеро. Была снаряжена экспедиция, в которую вошли не только охотоведы, но и сотрудники милиции. На трех "Буранах" они выехали в лес и задержали браконьеров с поличным: те как раз перевозили в мешках мясо. Через некоторое время удалось обнаружить и место разделки несчастных оленей, там же было закопано и то, что от них осталось. Понятное дело, никаких разрешений и лицензий охотники-нелегалы при себе не имели. Более того, выяснилось, что даже их оружие нигде не зарегистрировано.

Шок

– Происшедшее повергло нас в шок, – говорит Светлана Маркова, сотрудник администрации деревни Софпорог. – На моей памяти это первый подобный случай. Я выступала в качестве понятой, когда составляли протокол. Всего задержали четырех человек – двоих петрозаводчан и двоих местных. Погибших животных мы считали по языкам, но все равно трудно сказать, сколько именно их было. Может, и больше четырнадцати…

– Природе нанесен серьезный урон, – констатирует Данила Панченко, младший научный сотрудник лаборатории зоологии института биологии КарНЦ РАН. – Сейчас численность северных оленей на территории Карелии колеблется в районе 2500-3000 животных. Это гораздо меньше, чем лет десять-пятнадцать назад. Самка оленя носит всего одного детеныша, так что размножаются олени медленно. Нынешний случай – зафиксированный акт браконьерства. Мы же, проводя ежегодные экспедиции, часто находим останки северных оленей, которые были убиты "незаметно".

В Госкомохоте РК соглашаются: защитить северных оленей действительно очень сложно, ведь в каждом районе они могут позволить себе содержать только одного охотинспектора. А он не может уследить за тем, что происходит на территории размером в тысячу километров. Помогает местное население.

– Мы в данной ситуации оказались в положении пострадавших, – говорят сотрудники Госкомохоты РК. – Мы ведь сейчас работаем над программой по увеличению численности северного оленя в Карелии, поэтому такой случай браконьерства – это, конечно, очень плохо. Но все, что мы можем сделать в данной ситуации, – предъявить гражданский иск к браконьерам, чтобы они возместили ущерб, нанесенный ими государству. Сумму компенсации пока подсчитываем…

Зачем браконьерам понадобилось стрелять в такое количество животных – непонятно. Скорее всего, разыгрался охотничий азарт. Браконьеры прекрасно отдавали себе отчет в том, что нарушают закон, подтверждают в Лоухском РОВД. Преступники просто надеялись, что никто ничего не узнает. Сейчас по факту браконьерства возбуждено уголовное дело. Санкции будут зависеть от того, к примеру, удастся сотрудникам милиции доказать, что браконьеры действовали организованной группой, или нет. Группе грозит лишение свободы, а одиночки могут отделаться штрафом или условным наказанием. Пока всю вину на себя берет только один из "убийц" (хотя трудно представить, как ему в одиночку удалось "положить" сразу 14 оленей), второй свою причастность ко всей этой истории напрочь отрицает. Видимо, просто рядом стоял, пока товарищ расстреливал "краснокнижных" животных.

Цена жизни

К сожалению, наши суды довольно снисходительно относятся к браконьерам. Леон Блюдник, занимающийся изучением северного оленя уже больше двадцати лет, прекрасно помнит случай, происшедший девять лет назад в Лоухском районе. Тогда погибли девять северных оленей.

– Все закончилось оплатой 3 МРОТ за каждого "краснокнижного" оленя, – говорит Леон Владиславович. – Всего 27 тысяч рублей. Лоухский районный суд учел "чистосердечное раскаяние виновного в содеянном". Даже оружие и снегоход не конфисковали.

Многие опасаются, что за смерть 14 северных оленей так никто и не ответит. По некоторым данным, браконьеры оказались… хм-м… непростыми людьми. Ходят слухи, что из Петрозаводска был звонок с приказом прекратить дело, а жителям Софпорога велели помалкивать.

В пресс-службе МВД высокий социальный статус браконьеров не подтверждают, но и не отрицают.

– Вы сами-то посудите, разве простой человек может купить себе такой мощный снегоход? Это ведь не "Буран" какой-нибудь, дорогая техника, – объяснили нам.

"Карельская Губернiя" будет следить за развитием событий.