Скандал вокруг Национального театра, судя по всему, пришел к своему логическому завершению. Произошло то, чем обычно заканчивается любая война работника с работодателем: Сергей Пронин, на протяжение полугода конфликтовавший с Министерством культуры республики, лишился должности директора театра. На его место назначен известный в Карелии режиссер и актер Арвид Зеланд.
Как было
Напомним: противостояние началось после публикации в «Карельской Губернiи» интервью с министром культуры Галиной Брун, в котором было высказано множество претензий в адрес Нацтеатра. В частности, она считала, что на спектакли театра ходит слишком мало зрителей, а изменить или исправить положение дирекция не в состоянии. Пронин в долгу не остался и в свою очередь обрушил резкую критику и на Минкульт, и на саму Галину Брун.
Ситуация осложнялась тем, что как раз в этот период «Творческая мастерская» осталась без площадки – их сцену в здании филармонии закрыли из-за нарушения противопожарной безопасности. Найти временный приют артистам предложили под крышей Нацтеатра. Сергей Пронин не только воспротивился этому решению, но и усмотрел в нем попытку вытеснить коллектив с собственной площадки.
В скандал втягивались все новые и новые участники – национальная общественность, руководители культурных учреждений и даже глава российского Союза театральных деятелей Александр Калягин. С обеих сторон было составлено несколько открытых писем к бывшему и нынешнему главам республики и федеральному инспектору по Карелии Александру Хюннинену. Высказывания становились все жестче, а тон «диалога» – все истеричнее. И вот, похоже, финиш.
«Странно не помочь коллегам»
На прошлой неделе Галина Брун представила Национальному театру нового руководителя. Назначение было ожидаемым. Еще в июле Сергей Пронин собрал пресс-конференцию, на которой объявил, что ему предложили уволиться. Так что слухи о предстоящей смене руководства в Национальном театре ходили давно. И в качестве наиболее вероятной кандидатуры назывался именно Арвид Зеланд. Он уже занимал этот пост на протяжении семи лет, но затем уехал в Санкт-Петербург. Там Зеланд некоторое время возглавлял Театр музыкальной комедии, а также работал в Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Теперь Арвид Михайлович решил вернуться в Карелию. Инициатором подобного шага было республиканское Министерство культуры.
– Арвид Зеланд долго не соглашался снова занять кресло директора и художественного руководителя театра, – комментирует происходящее Галина Брун. – В конце концов он выдвинул ряд условий и мы согласились.
– Было три принципиальных вопроса, на которые я получил устроившие меня ответы, – подтверждает слова своего нынешнего начальника Арвид Зеланд. – Первый заключался в том, останется ли театр Национальным, то есть работающим на финском, карельском и русском языках. Да, останется. Второе: обсуждается ли его объединение с каким-либо другим коллективом. Нет, не обсуждается. Третий вопрос касался судьбы «Творческой мастерской». Министр заверила меня, что пребывание «ТМ» на нашей сцене – мера необходимая и вынужденная, но временная, только на тот период, пока им готовится площадка.
Я принял эти условия. В конце концов почему нет? Людям негде играть. У них и так, как я понимаю, театр полгода не работает. При этом мы не одни «подвинулись». Театр кукол тоже будет предоставлять свою сцену. Когда коллеги в тяжелом положении, странно не помочь. Ну по-человечески. А дальше уже вопросы чисто организационные, которые нужно решать двум руководителям, – как сделать так, чтобы один театр другому не мешал и не приносил неудобств. Это можно решить.
Буду судиться
Площадку для «ТМ» обещают подготовить в ближайшее время – если построить новое здание возможности нет, то можно хотя бы привести в соответствие пожарным нормам уже имеющуюся сцену. А тем временем бывший директор театра Сергей Пронин готовит заявление в суд. Он уверен, что его уволили незаконно:
– Как бы я поступил на месте министра культуры? В первую очередь собрал бы Общественный совет при Нацтеатре и спросил, хочет ли он смены руководства. Неплохо бы спросить и у коллектива. Этого сделано не было. Меня поставили перед фактом прямо на рабочем месте, а через несколько часов Брун пришла вместе с Зеландом и попросила освободить кабинет. Считаю такие методы недопустимыми. Кроме того, мой контракт не закончен, я могу работать еще год.
Чего добивается Министерство культуры? Мне кажется, развала театра. После моего увольнения подали заявление об уходе артисты, которых невозможно заменить: Пекка Микшиев и Виена Кеттунен. Они владеют языком, на них держится несколько спектаклей. Я тоже играю в спектаклях на национальных языках. Театр рискует просто остаться без репертуара!
Кроме того, целый ряд работ поставлен мною или по моим произведениям. Я как автор имею полное право запретить их к показу, если сценическое воплощение не окажется должного качества. Правда, делать этого и «мстить» кому-то я не собираюсь.
В конце концов мне совершенно непонятно, где и как я провинился. Нет ни одного выговора, ни одного взыскания, вместо них – сплошные грамоты и благодарности.
Билеты по червонцу
Однако министр культуры Галина Брун утверждает: смена руководства в Нацтеатре – не ее личная прихоть, а назревшая необходимость. Вопросов к Пронину – выше крыши. На столе у Брун – многочисленные финансовые отчеты, в которых фигурируют порой странные цифры. К примеру, на прошедший в июне спектакль «Лемби» пришли, по бумагам, 134 зрителя. А кассовые сборы – по тем же бумагам – составили меньше полутора тысяч рублей. Получается, билеты продавались по 11 рублей?! И таких не в меру «доступных» показов – десятки. Цены на билет, если судить по документам, лишь в редких случаях переваливают за 100 рублей, между тем дешевле сотни стоить они просто не должны.
Пронин эти цифры ставит под сомнение.
– Если есть претензии, нужно зарегистрировать их в акте, положить на стол директору, получить ответ и, если действительно есть нарушения, наказать. Ничего этого сделано не было, все остальное – незаконно. В частности, я сегодня уже не отвечаю за то, что происходит в бухгалтерии. Какие документы там будут созданы без меня, я не знаю.
…Впрочем, не будем забывать: когда в июле руководители карельских учреждений культуры подписали обращение к общественности в поддержку Галины Брун, Сергей Пронин тоже моментально окрестил документ фальшивкой, сфабрикованной министерством.
Еще один фактор, который снимает с экс-директора ореол жертвенности, – гонорары, которые он и его жена получали за работу в театре. (К слову, в советские годы руководителю было категорически запрещено иметь в подчинении родственника, распоряжающегося материальными ценностями, – например, как это делает заведующий постановочной частью.) Творческий тандем получился не только эффективным, но и дорогостоящим. По документам выходит, что художнику-постановщику Ирине Прониной за работу над четырьмя спектаклями было выплачено более 130 тысяч рублей – это кроме официальной зарплаты. Подобные же суммы выплачивались Прониной и в предыдущие годы. Между тем средняя заработная плата по театру составляет всего 11 тысяч рублей.
Аналогичная ситуация и с самим Сергеем Сергеевичем. Как уже сказано, он написал пьесы для целого ряда спектаклей, сам их поставил и является исполнителем нескольких ролей. Все это, безусловно, оплачивается. Никто не спорит, что за работу можно и нужно получать деньги, но возникает вопрос – сколько часов в сутках у бывшего руководителя Национального театра? Успевал ли он справляться с основными – директорскими – обязанностями? А главное – не является ли его противостояние с министром культуры всего лишь борьбой за хлебное место?
Ответы на эти вопросы уже не имеют значения: вряд ли Сергею Пронину удастся восстановиться на прежнем месте даже через суд. Несмотря на то, что срок контракта не истек, в договоре есть пункт, позволяющий министерству уволить его в один день. Единственное условие – выплата заработной платы за три месяца. По словам Брун, это уже сделано.
После скандала
Как нам стало известно из неофициальных источников, в минувшую пятницу около 30 сотрудников Национального театра подписали письмо в адрес министра культуры, в котором поблагодарили за смену руководства театра и выразили надежду на его дальнейшее творческое развитие. Теперь внимание общественности приковано к новой фигуре – Арвиду Зеланду. На его плечи ляжет проблема погашения долга, накопившегося у Национального театра. Это ни много ни мало 650 тысяч рублей. (Справедливости ради нужно сказать, что у остальных карельских театров долги тоже имеются, и ничуть не меньшие – трудно работать с прибылью при отсутствии государственного финансирования на постановку спектаклей. Да и у самого театра тоже есть должники.) Но главное, чего ждут от него зрители, это новых творческих решений. Здесь Арвид Зеланд планов пока не раскрывает:
– Все проекты и обязательства театра будут выполнены. У нас почему-то считают, что, если кто-то приходит, он все разрушит. Я вообще против революций. Через несколько дней должна состояться премьера «Короля Лира», работники театра делают все, чтобы это произошло, и никаких вопросов не возникает. Костюмы шьются, декорации готовятся, репетиции идут. Те спектакли, которые есть в репертуаре и способны существовать, будут идти. Раньше февраля новых названий не появится. Категорически не хочется гонки. Для начала нужно пригласить интересного режиссера, подобрать материал. Сам я в ближайшее время на сцену выходить не планирую.