Экономика На Сегежском ЦБК украли миллиарды?

Надежда Меккиева
№7 (821) 15.02.2012

Удивительно, но в прошлую пятницу, в день приезда на Сегежский ЦБК президента банка «ВТБ» Андрея Костина, в воздухе не было обычного комбинатского запаха кислой капусты, от которого зажимают носы приезжие. Да если бы и витал запашок, вряд ли он успел оскорбить обоняние высокого гостя – настолько кратким и стремительным был визит. Прилетев в Сегежу на личном вертолете, Костин пробыл в Сегеже не больше двух часов.

Как и подобает настоящему банкиру, Андрей Костин первым делом обратил внимание на банкоматы на территории комбината, мол, работают ли. Потом Костин прошелся по не работающим с прошлой недели цехам. Банкир, для которого визит на производство был явно в новинку, с интересом послушал рассказ о работе бумагоделательной машины, оторвал и потрогал кусочек мешочной бумаги, производимой на ЦБК.

– Я с удовольствием посетил предприятие и узнал, что биржа бывает не только фондовая, но так еще называется место, где хранится и обрабатывается лес, – признался после экскурсии Андрей Костин.

А вот финансовое положение предприятия банкира вовсе не обрадовало. Всю неделю до приезда Костина на комбинате трудился «десант» менеджеров «ВТБ». Как показала проверка, долг Сегежского ЦБК перед «Банком Москвы», который был долгое время основным кредитором, а после разорился, огромен – больше 8 миллиардов рублей. И, как выяснилось, Сегежский ЦБК, как часть холдинга «Инвестлеспром», тоже входил в преступную схему хищений экс-главы «Банка Москвы» Андрея Бородина.

– Бывшие собственники комбината довели предприятие до плачевного состояния, – рассказал президент банка «ВТБ» Андрей Костин. – Сначала за границу вывели средства, которые предназначались для инвестиций, а потом и те, что в обороте. Это предмет особого разбирательства.

По словам Костина, в прошлом году ЦБК сработал в убыток. Любопытно, что буквально на прошлой неделе директор Дивизиона ЦБП ЗАО «Инвестлеспром» Василий Преминин расписывал «Карельской Губернiи», как все прекрасно на комбинате. И в прошлую пятницу Преминин ни в чем не каялся.

– О воровстве мне неизвестно, кроме случаев хищения металлолома, – заявил не кто-нибудь, а топ-менеджер компании «Инвестлеспром». – Но я могу знать не все.

Примечательно, что на совещание с Костиным Преминина никто не позвал, и топ-менеджер топтался в приемной. Но унывать ему не с чего – у него есть пакет акций «Инвестлеспрома». Так что если вдруг Преминин ничего не скопил, то хоть дивиденды спасут от голодной старости.

Планируется, что Сегежский ЦБК запустят 15-16 февраля: банк выделил предприятию кредит на 400 миллионов рублей. Костин пообещал, что комбинат больше не встанет.

– Комбинат может и должен быть прибыльным, – заявил он.

Сколько для этого понадобится времени – пока неясно. Под вопросом и реализация проекта по глобальной модернизации ЦБК «Белый медведь». Пока о проекте свидетельствует лишь большой плюшевый медведь, стоящий в административном здании. По словам Костина, перспективы «Белого медведя» изучаются, и найти ответ, стоит ли в него вкладывать деньги, надеются во втором квартале этого года.

Подозреваем, что не видать Сегеже Андрея Костина, если бы не скорые президентские выборы. Тем более банкир в своих интервью признавался, что предпочитает отвечать за стратегию и кадровые вопросы. Группа менеджеров банка на Сегежском ЦБК прекрасно бы справились и без Костина. И столь быструю реакцию «ВТБ» на остановку предприятия сложно объяснить лишь человеческим состраданием банкиров. По словам Андрея Костина, раньше вмешаться в ситуацию они не могли, так как 80% акций «Инвестлеспрома» находились у кипрских оффшорных компаний. И только суд, арестовав этот пакет в рамках уголовного дела по махинациям с акцией «Инвестлеспрома», развязал «ВТБ» руки. Вот только арестовал акции суд, если верить федеральной прессе, еще 18 января, а ЦБК остановили 31 января. Между тем Костин почему-то настаивает, что арестовали акции только 3 февраля.

Как признается председатель профкома Сегежского ЦБК Александр Житников, к словам и действиям банкиров работники комбината относятся настороженно.

– Люди считают, что это пожарная команда, которая приехала запустить комбинат перед выборами. И есть тревога, что после выборов при первой же трудности комбинат может остановиться, – говорит Житников.

Действительно, банкиры привыкли считать деньги. Например, везде объявили, что люди, находящиеся в простое, будут получать не две трети, а полную зарплату. Но на деле так будет только у тех, кто согласится выходить на комбинат и трудиться не по своему профилю: убирать помещения, чистить оборудование. Но, понятно, за такой труд даже полная зарплата будет небольшой – те же две трети от основного заработка. Порой сидеть дома даже выгоднее.