Тема номера За избиение 20-летнего парня полицейского посадили на 4 года

Александр Фукс
№6 (924) 05.02.2014

«Карельская Губернiя» уже рассказывала историю 20-летнего Виталия Криковцева, которого избил полицейский. По словам парня, сотрудник наряда ППС насильно затолкал его в патрульную машину, завез за гаражи и сломал ему челюсть. На прошлой неделе полицейский водитель Роман Бессараб предстал перед судом.

Губа на зубы

По версии потерпевшего дело было так. Он гостил у своей бабушки в Пятом поселке. Потом зашел к друзьям, выпил две банки пива и отправился домой. Возле соседнего дома стояла машина ППС. Полицейские сажали в нее какого-то человека. Криковцев подошел и попросил подвезти. Полицейский объяснил ему, что это служебный автомобиль, а не такси, и, естественно, в просьбе отказал. И тут в разговор вступил водитель. По словам Виталия, он обматерил его и вообще был как-то до обидного груб. Тогда Криковцев в сердцах пнул полицейскую машину, развернулся и пошел прочь. Но далеко уйти ему не удалось. Водитель догнал его, дважды ударил по голове и затолкал в отсек для задержанных. Туда, где уже находился другой человек.

Криковцев допускал, что за непочтительное отношение к полицейской машине его могут отвезти в отделение и даже как-то наказать. Но ни в какое отделение его не повезли. Водитель отъехал за какие-то гаражи, остановился и велел парню выйти. А когда тот нагнулся, чтобы вылезти из машины, ударил его ногой в челюсть. Тяжелым полицейским башмаком прямо в рот. Нижние зубы Криковцева насквозь пробили нижнюю губу и вылезли наружу. А страж порядка продолжил его избивать. Затем юноше показалось, что полицейский потянулся за пистолетом. Он испугался, что взбесившийся полицай может его застрелить, и бросился бежать. Примерно через минуту Криковцев выскочил к магазину «Коди», что, как он считает, спасло ему жизнь.

Легенда о дебошире

По версии обвиняемого Бессараба, все было не так. Их наряд был вызван в дом № 6а по улице Пограничной для того, чтобы утихомирить пьяного дебошира. Дебошир тот подрался со своим пасынком и мешал всем спать. Бессараб и его напарник Кузнецов приехали на место, составили протокол, задержали дебошира и совсем уже было собрались уезжать, как вдруг к ним подошел какой-то юноша и попросил подвезти. Кузнецов вежливо отказал юноше, тот ушел, а полицейские уехали. Вот и все. Никто никого не бил и не ругал. Ведь, как говорил в суде Бессараб, каждый полицейский знает, что сейчас с этим строго. За любое грубое слово в адрес граждан могут наказать. Так что весь рассказ Криковцева – непонятная выдумка и попытка оговорить сотрудника органов правопорядка. Причем, Бессараб даже не видел, чтобы кто-то пинал его машину. Ведь он несет за нее материальную ответственность и уж, если бы ее пнули, он бы отреагировал. А так просто сели и уехали. Ну и, конечно, он не знает, зачем Криковцев оговаривает его. Наверное, из-за необъяснимой ненависти, которую многие граждане почему-то испытывают к полицейским.

Показания бессарабского напарника Кузнецова практически полностью совпадали с показаниями самого Бессараба. Вызов на Пограничную, дебошир, неизвестный юноша, просьба подвезти, отказ. По дороге нигде не останавливались и никого не били. В общем, оговор чистой воды.

В показаниях полицейских было много странностей. Во-первых, расстояние от того дома на Пограничной до «Коди» слишком большое, чтобы преодолеть его пешком за 8 минут. Да еще успеть встретить хулиганов и получить травмы. Можно, конечно, допустить, что после отъезда ППСников Криковцев сразу поймал попутку, там сидели маньяки, которые избили парня и бросили рядом с «Коди». Но тогда почему он обвиняет не этих маньяков, а пытается оговорить незнакомого ему Бессараба? Из-за патологической ненависти к полицейским? А почему не Кузнецова, не их обоих, а именно бедного полицейского водителя?

– Ну, наверное, ляпнул первое, что пришло ему в голову, – предположил Кузнецов. – А потом уже побоялся пойти на попятную. Ну, чтобы перед матерью нормально выглядеть. Ляпнул, не подумав, а на попятную уже пойти не мог…

Я подрался с этим выродком

Звучит не очень убедительно, но, с другой стороны, никаких прямых доказательств вины Бессараба у обвинения не было. Соседи видели из окон, как во дворе Криковцев о чем-то разговаривал с полицейскими и пнул их машину. Друзья Виталия рассказали, что уходил он от них целым и невредимым. Сторож «Коди» подтвердил, что ночью к нему подбежал перепуганный избитый парень и попросил вызвать полицию. Но никто не видел, как Бессараб ударил Криковцева и затолкнул его в автомобиль. Был, правда, тот самый дебошир. Они вместе находились в отсеке для задержанных, и, по словам Виталия, мужчина успел рассказать ему, за что именно его задержали.

– Если бы Криковцев не находился рядом с ним, как бы он узнал, что мужчину забрали за драку с пасынком? – спрашивал обвинитель. – Не с сыном, не с зятем, а именно с пасынком?

– Так он мог услышать это во дворе, – парировал Бессараб. – Кажется, дебошир кричал что-то вроде «я подрался с этим выродком». Мы еще уточняли: «С сыном?», а он отвечал: «Нет, с пасынком».

Единственный, кто мог подтвердить показания Криковцева, был сам дебошир, но во время следствия он заявил, что был пьян и ничего не помнит. Правда, по словам мамы Криковцева, на самом деле все он помнит. Просто его запугали полицейские.

Решительность и смекалка

Интересными были показания полицейских другого наряда ППС. Того, который отвез избитого парня в травмпункт. Водитель этого наряда Титов уверял, что никогда не общался с Бессарабом вне службы, но следствие установило, что в ту ночь они дважды созванивались. И вообще, являются друзьями в социальной сети «ВКонтакте». На вопросы, о чем они разговаривали с Бессарабом, Титов отвечал, что не помнит. Обычно на память не жалуется, а тут вот подзабыл. И вообще, он думал, что парень обвиняет в избиении его, а потому был несколько взволнован.

Примечательно, что все полицейские отказались пройти проверку на детекторе лжи. И Титов, и Кузнецов, и Бессараб. Криковцев эту экспертизу прошел, и полиграф показал, что он говорит правду. По словам полицейского эксперта, точность показаний полиграфа составляет 93-96 процентов. Полицейские же объяснили свое нежелание проходить проверку тем, что им жалко тратить свое свободное время на такую ерунду. В сущности, их можно понять: и так работа тяжелая, хочется расслабиться в законный выходной, а к ним пристают с каким-то полиграфом. Тем более что 96 процентов – это же не 100.

Кроме того, в суд приходила жена Бессараба и рассказала, что он хороший. Любит двух их маленьких детей, помогает ее родителям и является единственным кормильцем в семье. А адвокат Бессараба зачитала его армейскую характеристику, где говорилось, что этот человек когда-то был подтянут и опрятен, что его отличают решительность и смекалка, речь у него грамотная и, что особенно важно, он умеет хранить военную и государственную тайну.

В итоге произошел довольно редкий в судебной практике случай. Обвинитель хотя и счел вину полицейского доказанной, но потребовал для него лишь условное наказание, однако судья оказался более строг и приговорил старшего сержанта полиции Романа Бессараба к 4 годам реального лишения свободы. За превышение служебных полномочий и за дискредитацию звания российского полицейского. Приставы забрали его прямо из зала суда. Не исключено, что его напарнику Ренату Кузнецову придется отвечать за лжесвидетельствование в суде.

У Бессараба есть десять дней на то, чтобы обжаловать приговор.