Тема номера Кто виноват в том, что скульптура упала на мальчика?

Илона Радкевич
№7 (925) 12.02.2014

Эта история длится уже полтора года. На мальчика, гулявшего по набережной Онежского озера, упала деревянная скульптура. Год это дело расследовали, и вот уже полгода рассматривают в суде. На скамье подсудимых скромный, талантливый и уважаемый в Петрозаводске человек – бывший главный художник города Владимир Лобанов. Он не брал многомиллионных взяток, не злоупотреблял служебными полномочиями и вообще не собирался нарушать закон. Придумывая зрелищное мероприятие для Дня города, ему наверняка и в голову не приходило, что все закончится судом.

Конкурс скульптур

Придуманный Владимиром Лобановым конкурс никогда не был просто городским мероприятием. Это международный симпозиум скульпторов. В нем принимали участие мастера из России, Латвии, Германии, Финляндии, Армении. В течение почти десяти лет то, что они вытворяли пилами на набережной, радовало взгляды жителей и гостей города.

Падение одной из скульптур в августе 2012 года не стало какой-то сенсацией. По тем или иным причинам оставленные на набережной деревянные произведения искусства оказывались на земле и раньше. В октябре 2009 года, например, неизвестные сбросили две скульптуры в озеро. Тогда пострадали «герои Калевалы». Специалисты МЧС в течение нескольких часов вылавливали их из воды при помощи техники. Выловили и поставили на место! Ни у кого (ни у стражей порядка, ни у спасателей, ни у чиновников) даже мысли не возникло, что деревянные скульптуры на набережной – это опасно. Некоторые из них дарили организациям и предприятиям города, некоторые оставались украшать главную достопримечательность города. И несомненно, если бы не история с 8-летним Андреем Поповым, так бы оно и оставалось.

Наверное, поэтому ответ администрации города на запрос нашей редакции, отправленный сразу после случившегося, выглядел неправдоподобно. Чиновники уверяли: «Фигуры не предназначались для постоянной экспозиции… Предполагалось, что их со временем увезут» (по всей видимости, Андрей просто слишком рано пошел гулять с родителями на набережную).

– Я регулярно хожу по набережной и очень часто увещеваю родителей, когда дети сидят на скульптурах, – пояснил на судебном заседании главный архитектор города Владислав Куспак. – Это неоднократно было. Все считают нормальным, когда ребенок забирается на скульптуру, чтобы сфотографироваться.

– Полагаете, что в данном случае ребенок тоже залез на скульптуру? – уточнил государственный обвинитель.

Свидетель в ответ начал размышлять про вес упавшей скульптуры, уточнив:

– Ее опрокинуть может физически сильный человек. Наверное, просто так, оперевшись на нее рукой, сложно. Надо либо раскачать, либо сознательно приложить усилия. Маловероятно, чтобы она сама по себе опрокинулась.

Законопослушный гражданин

Сомнения чиновника понятны. Другой вопрос, что причин не верить родителям мальчика нет, а они уверяют, что ребенок скульптуру не толкал и не раскачивал. Он всего лишь хотел с ней сфотографироваться. Подошел, прикоснулся к одной из ее частей, и двухметровая громадина рухнула прямо на Андрея.

– Представим, что скульптура не была закреплена, и вот произошло то, что произошло. Кто, по-вашему, является виновником случившегося? – пытался добиться конкретики прокурор.

– Я не буду отвечать на этот вопрос. Я считаю, что он некорректен, – ожидаемо ответил Владислав Куспак.

Его, экс-мэра Николая Левина и сотрудницу Комбината благоустройства так долго зазывали в суд, что в конце концов не выдержали и оформили принудительный привод. Под конвоем, разумеется, никого не вели, но каждый в день очередного судебного заседания имел неприятный разговор с приставами. Больше всех эта ситуация возмутила Николая Левина:

– Я – законопослушный гражданин. Мой адрес всем прекрасно известен. Я в Следственное управление уже как на работу хожу. Ни одного уведомления, ни одной повестки в суд мне не приходило.

Оказалось, что приходило. Только на прежний адрес. Потому-то Николай Иванович ничего про них и не знал. Та же история и с главным архитектором. Даже удивительно, что повестки им присылали на один адрес, а приставов отправили на другой.

Надо сказать, свидетели вообще не сильно горят желанием посещать этот судебный процесс. Многие из них из Москвы.

– Мы, конечно, звоним каждый раз, говорим им, – заметила на процессе судья. – Повестки им тоже направляются. Но, как видите, не едут.

Роль Лобанова

По большому счету, все вопросы к свидетелям так или иначе крутятся вокруг одного: кто должен был следить за безопасностью результатов симпозиума? Не Лобанов ли?

– Я знаю только то, что Владимир Петрович принимал участие в организации данного конкурса. Не более того, – заявил в суде Владислав Куспак.

– Какова была его роль? – уточнил прокурор.

– Принимал участие в организации. Конкретнее ничего сказать не могу.

– Какое отношение к конкурсу имел Лобанов?

– Он принимал участие в организации.

– Что заключалось в этом? Он был организатором?

– Я думаю, он занимался организацией, – стоял на своем архитектор. – Видите ли, отвечать на вопросы, которых я до конца не знаю, я считаю не вполне правильным. Принимал участие в организации – это наиболее точный ответ. Все. Больше я вам подсказать не могу.

– То есть роль его вам не известна? Вы только знаете, что он принимал участие в организации?

– Принимал участие в организации.

Николай Левин заверил суд, что точно помнит: Лобанов не просто участвовал в организации мероприятия, он за этот симпозиум отвечал.

– Он меня даже подводил к этим фигурам, показывал их, – вспомнил свидетель.

– Вы помните, в программе Дня города указывается, кто ответственный за проведение мероприятий? – уточнял у бывшего мэра адвокат подсудимого.

– Не помню.

В программе Дня города такого указания нет.

Показания Левина

Из показаний Левина следует, что Лобанов этот конкурс придумал, все годы организовывал и по умолчанию должен был отвечать за все вопросы безопасности, связанные с мероприятием.

– Как вы себе представляете, что главный художник-консультант должен был обеспечить безопасность установки, проведения? Как он должен был контролировать то, с чем не знаком? – засыпал бывшего мэра вопросами адвокат подсудимого. – Его никто этому не обучал. Никто этих обязанностей на него не возлагал. Он не знает, как это бревно нужно крепить.

– Но Лобанов же кого-то привлекал для проведения этого конкурса, – парировал свидетель. – И несмотря на то, что он не профессионал, он как организатор должен был все эти вопросы обсудить с компанией, которая привлекалась.

– Как он проверит, правильно ли они ставят? Как можно проверить то, с чем не знаком?

– Мне сложно сказать. Наверное, нужно у Лобанова спросить, как он мог это сделать.

Честно говоря, сложилось впечатление, что Николаю Ивановичу было все равно, разберется суд в ситуации с Лобановым или нет. Что странно. И не столько потому, что на кону репутация и свобода человека, сколько потому, что организацией праздника всегда занималась администрация города. Симпозиум скульпторов проводился с ведома и согласия мэрии, с ее же ведома и согласия эти скульптуры устанавливались и не вывозились после Дня города, а руководил администрацией Николай Иванович. К слову, когда скульптура упала, Левин в мэрии еще работал, а вот Лобанов уже нет.

Деревья, фонари, сосульки, скульптуры не должны падать на людей. И за то, что 8-летний Андрей несколько месяцев провел в больнице, несомненно, кто-то должен ответить. Вот только кто? Мы не знаем, виновен бывший главный художник города в случившемся или нет. Но очень хочется верить, что суд разберется.

В настоящий момент судебное следствие по этому делу в связи с болезнью подсудимого приостановлено. «Карельская Губернiя» будет держать вас в курсе событий.