Тема номера Как работает ГИБДД в Петрозаводске

Губерния
№14 (932) 02.04.2014

«Где ГИБДД...», «Почему ГИБДД...», «Зачем ГИБДД...» – вопросов, начинающихся с этих слов, нам поступает очень много. Петрозаводчан не устраивает, как организовано дорожное движение в городе, и их можно понять. Бесконечные пробки, ямы, нарушения… Недавно, устав от посредничества, мы предоставили жителям Петрозаводска возможность задать волнующие их вопросы непосредственно начальнику Управления ГИБДД Карелии Андрею Червочкину. Давайте послушаем Андрея Владимировича.

До каких пор в дежурной части не будут реагировать на жалобы жителей города? Я лично периодически обращаюсь туда с указанием на нарушения, а в ответ получаю только: «Мы постараемся что-то сделать», «Сейчас никого в этом районе нет», «Пока ничем не можем помочь» и т. п.

– В зависимости от оперативной обстановки в городе дежурный принимает решение о маневре нарядами ДПС, в том числе и по обращениям граждан о нарушениях Правил дорожного движения. В случае одновременного возникновения обстоятельств, требующих реагирования сотрудника, в приоритетном порядке осуществляются действия, направленные на сохранение жизни и здоровья граждан, объектов государственной охраны и предупреждение дорожно-транспортных происшествий.

Дежурный не обязан сразу реагировать на все обращения. Если речь идет о преступлении, то он, конечно, реагирует мгновенно. Если же речь идет, например, о жалобе на стоянку транспортного средства во дворе на газоне, то сотрудник может написать рапорт и зарегистрировать его. И жалоба будет отработана, но позже.

– Тогда, когда машина уже уедет с газона, – заметили мы.

– Возможно, что и уедет, – согласился Андрей Владимирович. – Но у нас нет возможности сразу отреагировать на все поступающие сообщения. Вы же не думаете, что мы можем привлечь к административной ответственности одновременно всех нарушителей?

– Нет, не думаем. Но ситуация, когда одного человека за нарушение правил парковки штрафуют, а десятки других остаются безнаказанными, кажется, по меньшей мере, не очень-то справедливой.

– Автовладельцев, чьи машины стоят припаркованными на газонах, нужно вычислять. У нас нет на это времени. Поэтому так и получается, что к административной ответственности привлекаются только те, кто нарушает непосредственно на наших глазах. Сфотографировать же нарушителя и поехать дальше сотрудники ГИБДД тоже не могут. Фотоаппараты – приборы не сертифицированные, а значит, снимки не могут служить основанием для привлечения к административной ответственности. Выход из этой ситуации один – покупка «Паркона» (технология автоматического контроля правил парковки и других нарушений ПДД. В ее основе – измеритель, установленный в патрульном автомобиле, и рабочая станция, на которой выполняется обработка видео. – Прим. ред.).

Мы уже давно и у бизнесменов, и у администрации города просим: купите нам «Паркон»! С помощью этого центра мы привлечем к ответственности всех нарушителей и сможем реально повлиять на ситуацию с парковками в неположенных местах. При этом водитель и сотрудник ГИБДД даже не будут встречаться. И этим «Парконом» не обязательно должны будем работать только мы. Им сможет работать и администрация города. На весь Петрозаводский городской округ нужен-то всего один «Паркон». Он стоит около 600 тысяч рублей. В прошлом году на заседании Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Петрозаводска рассматривалось предложение о приобретении комплекса автоматической фиксации нарушений правил парковки. Администрация города не нашла на это средств.

Почему сотрудники не стремятся решить проблему с неправильной парковкой? На улице Андропова постоянно машины стоят под знаком. Но оттуда их хотя бы эвакуируют периодически, а как же на других улицах города?

– Мы обращаем внимание на все улицы города. В январе-феврале за несоблюдение требований дорожных знаков, запрещающих остановку (стоянку) транспортных средств, инспекторами ДПС Госавтоинспекции Петрозаводска к административной ответственности были привлечены 232 водителя.

Почему наряды ДПС часто едут мимо случившихся на дороге ДТП? Они сотрудники или просто наблюдатели? Они в служебной машине на прогулке или все-таки на работе?

– Наряды едут мимо, потому что каждый из них занимается своим делом. В Петрозаводске создано несколько экипажей ДПС, которые оборудованы специальными средствами для оформления дорожно-транспортных происшествий. Основанием для их выезда на место ДТП является указание дежурной части. В первую очередь оформляются дорожно-транспортные происшествия на магистральных улицах, препятствующие проезду другим автомашинам, с участием общественного транспорта и происшествия, имеющие большой общественный резонанс. В зависимости от оперативной обстановки дежурный принимает решение о направлении дополнительных экипажей ДПС для оформления дорожно-транспортных происшествий.

Каких-то временных рамок ожидания водителями нарядов не существует: когда у сотрудников ДПС появится возможность, тогда и приедут. Правда, это касается лишь ДТП с материальным ущербом. Если пострадали не только авто, но и люди, такому происшествию внимание уделят сразу же, и ни один наряд, куда бы он ни направлялся, мимо не проедет.

Почему сотрудники сидят и смотрят, как человек переходит дорогу в неположенном месте, а не предотвращают это? А если его машина собьет?

– Все действия инспекторов направлены на профилактику дорожно-транспортных происшествий с данной категорией участников дорожного движения. Для привлечения их внимания и профилактики ДТП инспекторы ДПС применяют громкоговорящие устройства и свистки. На месте правонарушения они проводят с пешеходами разъяснительные беседы. Сотрудников ГИБДД всегда видно. Они ни от кого не прячутся. Если человек видит сотрудника полиции и все равно идет, нарушает, что делать сотруднику? Он наказывает.

Существует ли план на количество оформленных протоколов нарушений Правил дорожного движения? Неужели отменили палочную систему выполнения плана? Если да, как же тогда сейчас подводят итоги?

– Палочной системы больше нет. Это особенно заметно по статистике. Ежегодно общее количество административных нарушений снижается. Главное, чем мы занимаемся – профилактика аварийности. Работа инспекторов ДПС оценивается по знаниям законодательства Российской Федерации и других нормативно правовых актов, регламентирующих деятельность полиции, по качеству ведения производства по делам об административных правонарушениях, по умению осуществлять распорядительно-регулировочные действия, по количеству резонансных ДТП, зарегистрированных на их участке патрулирования. В оценку также входят культура поведения в общении с гражданами, физическая подготовка, строевая подготовка и внешний вид.

Почему у работников ГИБДД в приоритете стоит «наказать – оштрафовать» водителей, а не содействовать безопасности дорожного движения?

– Такого приоритета нет. Наша основная цель – не штрафы, а профилактика ДТП, чем мы и занимаемся.

Насколько правомерна установка приборов, измеряющих скорость движения, спрятанных за мачтами освещения? В частности, на Комсомольском проспекте при движении на Кукковку и на Лесном проспекте на остановке перед мостом Кукковка – Древлянка?

– Почему спрятанных?! Как мы их можем спрятать?! Они просто стоят рядом с мачтами освещения, и при этом их хорошо видно (судя даже по этому вопросу). При контроле за дорожным движением могут использоваться различные виды приборов измерения скоростного режима, в том числе и с применением функции фото-, видеофиксации. Места установки и режим работы стационарных средств автоматической фиксации определяются, исходя из оперативной обстановки на обслуживаемой территории.

На ровном месте (при полном отсутствии пешеходов) инспектор ДПС предъявил обвинение в нарушении п.14.1 ПДД. Свидетелей нет, видеорегистратора в моей машине нет. В автомобиле ДПС был видеорегистратор, но показать запись мне отказались. В протоколе я указал, что инспектором было нарушено моё право предоставлять доказательства в соответствии со ст. 25.1 КоАП. Инспектор отказался указать в протоколе наличие записи с видеорегистратора ДПС. В суд запись предоставлена не была с формулировкой «видеорегистратор был повреждён». В процессе судопроизводства инспектор ДПС путался в показаниях. В частности, он сказал, что видеорегистратор был исправен, но выключен. Адвокату удалось доказать суду неправомерность действий инспекторов ДПС, так как они фактически находились в засаде, что прямо запрещено текущим регламентом. Судья признала все доводы защиты несущественными, указав в решении, что подав в суд, я пытаюсь уйти от ответственности. Получается, любой водитель виновен априори?

До каких пор видеорегистраторы автомобилей ДПС будут «неисправны», «выключены» и т.д.? Наверное, стоит инициировать прокурорскую проверку. Как вы считаете? У меня это уже не первый случай «выключенного» или «неисправного» видеорегистратора в автомобиле ДПС. Накипело!

– Я не считаю правомерным обсуждать решения, принятые судом. Что же касается видеорегистраторов, установленных в патрульном транспорте, то они являются оборудованием для служебного пользования. Видеозаписи, полученные с применением данных устройств, являются всего лишь одним из доказательств, собираемых при производстве по делу об административном правонарушении, и оцениваются наряду с остальными доказательствами, имеющимися в деле. Ни одно из доказательств не может иметь заранее установленную силу.

Когда ГИБДД обратит внимание на постоянные нарушения ПДД на пешеходной дорожке (которая идет параллельно Лососинскому шоссе) у Республиканской больницы. Ни для кого не секрет, что там постоянно ездят и паркуются машины. А вот сотрудников ГИБДД там не видно. Почему?

– Пешеходная дорожка на Лососинском шоссе в районе Республиканской больницы является одним из проблемных мест в Петрозаводске. Работа инспекторов ДПС на данном участке ведется ежедневно. За два месяца 2014 года на указанном участке дороги к административной ответственности был привлечен 51 водитель. Однако для решения указанной проблемы необходимы комплексные меры, предпринимать которые должны не только сотрудники ГИБДД, но и администрация Республиканской больницы, и администрация города Петрозаводска (к которой, кстати, ГИБДД обратилась с предложением о создании дополнительной стоянки для посетителей медицинского учреждения. – Прим.авт.), и сами жители города: граждане должны видеть знаки и выполнять их требования.

Почему экипажи ДПС во время рейда в выходные дни стоят по несколько машин в одном месте? В Петрозаводске разве только в одном месте пьяные ездят?

– В соответствии с проводимым анализом дорожно-транспортных происшествий с участием водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, составляются соответствующие специальные планы с участием нескольких нарядов ДПС.

Почему при вызове ГИБДД сначала нереально дозвониться, а когда дозваниваешься, сталкиваешься с нежеланием выезжать на место вызова? Что делается для привлечения к ответственности уродов, паркующихся на пешеходных дорожках, под запрещающими знаками и на газонах?

– С дозвоном проблем быть не должно. В Дежурной части ОБДПС ГИБДД УМВД России по Петрозаводску установлен многоканальный телефон 78-44-44. Также горожане могут обратиться в Дежурную часть ГИБДД по телефону: 71-59-00. Этот телефон двухканальный.

Что касается второй части вопроса, то сейчас, кроме привлечения водителя к ответственности, применяется такая мера, как эвакуация транспортных средств с места совершения правонарушения. В Петрозаводске в настоящий момент созданы две так называемые штрафные стоянки. За первые два месяца года за нарушения остановки и стоянки, а также за невыполнение требований дорожных знаков, запрещающих остановку и стоянку, к административной ответственности привлечены более 1200 водителей. На специализированные стоянки было перемещено более 600 автомобилей.

Хотелось бы, чтобы рассмотрели вопрос об установке светофора по требованию или пешеходного перехода на улице Онежской Флотилии, у остановки общественного транспорта «Микрорайон» (в том месте, где расположен молокозавод). Там сейчас большое движение, и пересечь проезжую часть в будний день в час пик проблематично. При этом поблизости нет возможности пересечь проезжую часть без нарушения ПДД, а на другой стороне находится остановка в город. Было бы неплохо и лежачих полицейских поставить, так как скорости там довольно высокие.

– Госавтоинспекция обращалась в администрацию города с предложением об оборудовании данного перекрестка светофором с вызывным устройством. Администрация как владелец дорог посчитала нецелесообразным установку светофора на данном участке, так как работы затратные (стоимость установки одного светофорного объекта около 200 тысяч рублей. – Прим.авт.), а данный перекресток не является местом концентрации ДТП (так называют участок дороги, на котором в течение года произошло две и более аварий с пострадавшими. – Прим.авт.). Госавтоинспекция понимает, что нельзя ожидать, когда пострадают люди, но обязать администрацию установить светофор мы не можем.

Куда можно обращаться и реально ли добиться обоснованной установки/снятия знака на дорогах Петрозаводска? К примеру, поворот с Комсомольского проспекта вверх, на улице Лизы Чайкиной, после пешеходного светофора. Сразу после поворота явно напрашивается знак «остановка запрещена», потому что водители останавливаются, чтобы зайти в аптеку, оставляя тем самым одну полосу для движения. В часы пик постоянно образуется пробка на ровном месте. Также до недавнего времени портил жизнь знак «Остановка запрещена» на стоянке автовокзала. Спасибо тем, кто добился его снятия.

– С предложениями об усовершенствовании дорожного движения вы можете обратиться к собственнику дорог – в администрацию Петрозаводского городского округа. Госавтоинспекция со своей стороны является согласующей организацией. Можно обратиться и в ГИБДД, но ваше предложение будет перенаправлено в администрацию города.

Каждое утро, выезжая на работу, приходится стоять в пробках. От улицы Ватутина до улицы «Правды», например, я доезжаю в среднем за 35-40 минут. Из них 20-25 минут приходится стоять на участке Ватутина/Чапаева – нижнее Чапаевское кольцо. В Петрозаводске несколько подобных узких мест. Планируется ли предпринимать какие-либо действия по улучшению обстановки именно в часы пик? Ведь современные светофоры должны уметь менять режим работы в зависимости от времени, тем самым увеличивая пропускную способность.

– Госавтоинспекция Петрозаводска совместно с администрацией города проводит мониторинг работы светофорных объектов на проблемных перекрестках с интенсивным движением с целью увеличения пропускной способности. Как вы заметили, периодически меняется режим работы отдельных светофорных объектов или дополнительных секций на них. Но данные мероприятия не решат проблему пробок без строительства Гоголевского путепровода. Пока ни одного светофора с автоматическим переключением режимов в городе нет.

В строительном сезоне 2014 года планируется увеличение ширины кольца Чапаева – Шотмана для легализации 3-й полосы при правом повороте с Чапаева на Шотмана, а ремонт дорожного полотна на улице Шотмана от кольца до железнодорожного вокзала поможет увеличить пропускную способность на данном участке дороги.

На Первомайском проспекте в доме №19 расположены магазин «Дикси» и Сберегательный банк. И на площадке перед входом в эти заведения – стихийная парковка. Машины ездят по пешеходной зоне – только успеваешь уворачиваться! Когда же появится знак для тупых водителей – «Пешеходная зона и парковка запрещена»? Они не понимают, что отсутствие знака не означает разрешение.

– Территория перед фасадом здания входит в состав земельного участка, отведенного для эксплуатации многоквартирного дома. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, вопросы благоустройства территории многоквартирных домов в пределах границ земельных участков, в том числе устройство дополнительных парковочных мест, пешеходных дорожек, установка знаков и т.д., относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах.

Жителям города надо быть поактивнее в этом вопросе. На Кукковке, например, очень много таких фактов, когда жители организовывали у себя во дворах дополнительные парковки. Если территория, которая считается газоном, заезжена и завтра на ней все равно будут оставлять машины, почему бы не превратить ее в полноценную стоянку? Разумеется, на переустройство жителям дома придется потратить время (на всевозможные согласования) и деньги. Но другого выхода нет. Сама собой проблема с парковочными местами во дворах жилых домов не рассосется.

Проезд перекрестков с кольцевым движением в Петрозаводске – всегда проблема даже для опытного водителя, а новичок и подавно впадает в ступор. Абсолютная безграмотность в световой сигнализации при въезде/движении/выезде с кольца и несоблюдение рядности. Даже бывалые водители, таксисты и маршрутчики на претензию о неправильном прохождении кольца отвечают: «Да я знаю, как надо, но все едут с левым поворотом, и я включаю левый», и так далее. Быть может, стоит провести несколько акций для повышения грамотности водителей?

– Правила проезда перекрестков, на которых организовано круговое движение, разъясняются регулярно. К сожалению, у нас в городе только два сайта искренне заинтересованы в разъяснении правил безопасности, направленных на предотвращение ДТП. Остальных интересуют подробности уже случившегося происшествия, больше даже персональные данные. Это тоже профилактика, но охват и аудитория уже не те. В соответствии с п.8.1 ПДД РФ, водитель перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом), остановкой обязан подавать сигналы световыми указателями поворота, соответствующего направлениям. Сигнал поворота не должен вводить в заблуждение участников дорожного движения. Очень много споров вызывает вопрос: сигнал какого направления надо показывать при въезде на перекресток с круговым движением? В Петрозаводске те, кто не намерен сворачивать на перекрестке в первый же съезд, показывают левый поворот. Пусть это не совсем в соответствии с ПДД, но сигнал понятен нашим водителям. Фактически мы поворачиваем всегда руль вправо, соответственно, при въезде показываем указатель правого поворота.

Вечером в зимнее время очень мешает встречный транспорт отечественного производства с ксеноновыми фарами. Слепят так, что не видно ничего, кроме их фар, установленных явно с нарушением ПДД.

– Техническим регламентом о «Безопасности транспортных средств», утвержденным постановлением Правительства РФ №720 от 10.09.2009 года, предусмотрен ряд требований к маркировке типа фар. Он определяет такие типы, как фары с лампами накаливания, фары с лампами галогенного освещения, а также фары с газоразрядным источником света. Если в процессе осмотра автомобиля инспектор установит, что лампа по типу не соответствует типу фары, а также отсутствуют предусмотренные ксеноном элементы, такие как омыватель фар и автоматический корректор фар, то водитель будет привлечен к административной ответственности по ст.12.5.ч.3 КоаАП РФ. По данной статье водителю грозит лишение права управления транспортным средством на срок от 6 месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.

Почему у нас в городе не штрафуют пешеходов за нарушение п.4.5.1 ПДД («На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен»)?

– За два месяца 2014 года к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения были привлечены 2076 пешеходов. Инспекторы отделения пропаганды Госавтоинспекции Петрозаводска систематически ведут профилактическую работу с пешеходами в образовательных учреждениях и на предприятиях города, проводятся различные акции и рейдовые мероприятия.

Всем известно модное нынче движение «СтопХам». Вы уже высказывались по этому поводу, однако одних слов мало. Может быть, стоит организовать некий свод правил как для пешеходов, которые видят нарушения (что делать, куда звонить и т.д.), так и для водителей, попавших в окружение агрессивно настроенной, провоцирующей молодежи? По моему скромному мнению, такие группы действуют по предварительному сговору, и их целью является не столько улучшение дорожных условий, сколько самопиар. Что делать?

– В первую очередь, не нарушать требования дорожных знаков, запрещающих остановку, стоянку транспортных средств. А во-вторых, в случае нарушения не поддаваться на провокацию, выполнить по существу своему законное требование.

Госавтоинспекция готова сотрудничать с активистами движения «СтопХам». Первые их рейды были совместными. В настоящее время «стопхамовцы» ведут свою работу самостоятельно. Мы им не нужны. Когда во время подобных акций присутствуют наряды ДПС, того, что показывают представители «СтопХама» в своих видеороликах, не происходит. Их такое положение дел не устраивает. Им нужен взрыв эмоций участников дорожного движения.

***

– Все задаются вопросами: «Где ГИБДД? Почему не наказывает?» А почему никто не задается вопросом: «А где администрация города? Почему не организовывает?» – удивляется Андрей Червочкин и тут же оговаривается: – Мы не против администрации. Просто каждый должен заниматься своим делом. Мы приедем, накажем. Все будут в штрафах. Но ведь безопасность не может быть достигнута только за счет одного наказания. Безопасность на дорогах – это совокупность действий всех ведомств.