Экономика Все равны, но некоторые равнее

Александр Фукс
№16 (934) 16.04.2014

В одном из прошлых номеров «Карельская Губернiя» писала о компании «Карелэнергоресурс», которая занимается отоплением нескольких районов Карелии. Мы тогда обратили внимание на то, что компания эта была учреждена карельским правительством, что ее привели на карельский рынок без конкурса простым волевым решением республиканского руководства и что мазут она закупает почему-то всегда у одной и той же фирмы. Причем разницу между ценой, заложенной в тарифах на теплоэнергию, и реальной стоимостью мазута правительство бережно компенсирует из бюджета. Мы выразили опасение, что таким образом некоторые люди в карельском руководстве финансируют сами себя. После выхода этого текста в редакцию обратился директор ООО «Карелэнергоресурс» Дмитрий Матвиец и разъяснил некоторые детали своей работы.

Вне конкуренции

Дмитрий Сергеевич подтвердил, что компания «Карелэнергоресурс» была учреждена корпорацией «Развитие», которая практически полностью принадлежит правительству Карелии. Ее задачей было наладить работу по отоплению в тех районах республики, где муниципальные предприятия не справлялись со своими обязанностями и население страдало зимой от холода. Да, правительство привело «Карелэнергоресурс» на рынок без конкурса. Но, по словам Матвийца, это была вынужденная мера, и власти пошли на нее с разрешения антимонопольной службы. Ведь на подготовку к конкурсу требовалось порядка трех месяцев, а времени не было. Приближался отопительный сезон, и поэтому Матвийцу разрешили на 11 месяцев без всякой конкуренции взять в аренду котельные в Суоярвском, Беломорском, Калевальском и Медвежьегорском районах, а также в поселках Надвоицы и Каменный Бор.

– Все МУПы в этих районах были практически банкротами, – объясняет Матвиец. – Они бы не справились с очередным отопительным сезоном. Есть много поставщиков топлива, с которыми эти организации так и не расплатились за прошлые годы. Поверьте, мне даже наших дровосеков пришлось приучать, как котят. Они уже не верили, что с ними будут расплачиваться за дрова, так что я первые месяцы регулярно вносил предоплату. Теперь они верят и поставляют дрова с отсрочкой платежа.

Чувствовал себя Кашпировским

Объяснил Матвиец и то, почему он закупает мазут всегда только у одной компании, причем далеко не по самой низкой цене. По его словам, «Карелэнергоресурс» ежемесячно проводит конкурс на покупку мазута, и ежемесячно на этот конкурс заявляется одна-единственная фирма – Балтийская топливная компания (БТК). Та самая, в которой до прошлого года Матвиец работал директором по экологии и морским перевозкам. Но происходит это не потому, что правительство нашей республики заранее договорилось с БТК о сумме отката и посредством «Карелэнергоресурса» «затачивает» конкурсную заявку конкретно под эту компанию. Вовсе нет. Просто другие фирмы не готовы поставлять нам мазут с двухмесячной рассрочкой платежа.

– Отопительный сезон начинается в сентябре, – объясняет Матвиец. – Значит, уже в сентябре у нас должно быть топливо. Но денег к этому моменту нет. Ведь квитанции за сентябрь люди получают лишь в октябре, до ноября они расплачиваются, таким образом, нужная сумма накапливается только через два месяца после начала сезона, и лишь тогда мы в состоянии расплатиться с поставщиком за сентябрь. Мало кто готов сотрудничать с нами на таких условиях.

А ведь еще и население платит несвоевременно. Некоторые, полагая, что «Карелэнергоресурс» подобно своим предшественникам пришел ненадолго, не платят вообще. Мол, зачем платить, если завтра придет другая компания и простит все долги? Так что, по словам Матвийца, убеждая граждан в долговечности своей фирмы, он порой чувствовал себя… Кашпировским, дающим людям «установку на добро».

Беломорская утечка

По поводу жалоб некоторых обслуживающих компаний на качество мазута Матвиец ответил, что, видимо, их специалисты просто не умеют правильно делать замеры. Ведь вода скапливается в основном внизу емкости. Там, где и расположен сливной кран.

– Представьте емкость на 28 тонн, – говорит Матвиец. – По ГОСТу в мазуте разрешен 1% воды. Это 280 литров. И почти все они находятся снизу. Понятно, что если брать пробу из крана, то там вообще может оказаться сплошная вода. Правильнее же брать три пробы: снизу, сверху через люк и из середины. Все три пробы смешиваются, и только такой метод является правильным.

Есть, правда, факт, что в беломорских котельных вода в мазуте составляет не 1 процент, а 18, но, по мнению Матвийца, в данном случае проблему нужно искать не в мазуте, а в Беломорске. В том смысле, что утечка воды, на его взгляд, может происходить из теплообменников беломорских котельных. Летом, когда резервуары будут пусты, он собирается это проверить.

Топливно-водяная эмульсия

В общем, как видим, все вполне объяснимо и прилично. Но все-таки некоторые вопросы остаются. Во-первых, вопросы по качеству топлива. Обслуживающие компании жалуются на значительную его обводненность. По словам директора картонной фабрики Суоярви Юрия Иванова, который отапливал город в прошлом году, однажды в Суоярви вместо мазута пришла какая-то непонятная субстанция, напоминающая промывку остатков горючего нефтеналивных судов – то есть вроде и не вода, но все равно не горит. А по словам директора беломорской компании «Белтеплоэнерго» Надежды Филипповой, отапливать город на том мазуте, который приходит к ним в Беломорск, просто очень трудно. Скажем, по результатам одной из экспертиз кинематическая вязкость топлива при норме не более пятидесяти единиц по факту превысила тысячу. Механические примеси в январе составили 7,72 вместо положенной единицы. Увеличены были показатели зольности и серы. Парафин настолько забивает фильтры, что их приходится чистить каждую неделю. При том что раньше было достаточно двух раз за сезон. То есть, как значилось в результатах экспертизы, в Беломорск поступал не мазут, а «топливно-водяная эмульсия». Количество воды все время превышает 12 процентов, а иногда доходило до 18. Версию о том, что у них может быть утечка в теплообменниках, инженеры беломорских котельных отрицают, утверждая, что это просто невозможно технологически. Ну и все в один голос уверяют, что пробы мазута они берут не только из крана, а так, как положено.

Все равны, но некоторые равнее

Во-вторых, вызывает вопросы авральный и бесконкурсный приход «Карелэнергоресурса» в нашу республику. С одной стороны, их появление оказалось благом. С муниципалитетов была снята непосильная ноша изыскания денег на покупку топлива. Теперь МУПы спокойно занимаются обслуживанием котельных, и у их руководителей не болит голова о том, где взять денег на мазут. С другой стороны, эти компании были лишены даже возможности поучаствовать в конкурентной борьбе. То есть, с одной стороны, наше государство вроде бы позиционирует свою экономику как рыночную, а с другой – карельская власть не гнушается использовать свой административный ресурс для устранения конкурентов.

– Мне просто на уровне главы района сказали: «Все, уходишь!», – говорит директор картонной фабрики Суоярви Юрий Иванов.

А главе района принять такое решение приказало правительство республики, которое имеет вполне действенные экономические рычаги для давления на своих подчиненных. Можно, конечно, говорить, что МУПы плохо отапливали города, а созданная правительственная структура делает это лучше. Но, по словам бывших руководителей МУПов, они находились не в равных условиях. «Карелэнергоресурсу» власть подстраховывает все их риски, а МУПам если и компенсировали некоторые потери, то далеко не все и далеко не сразу.

Рыночная монополия

И, наконец, еще один вопрос – это вопрос об отсутствии конкуренции среди поставщиков мазута. Все предшественники «Карелэнергоресурса» тоже не делали предоплаты и тоже оговаривали в условиях конкурса двухмесячную отсрочку. Но тем не менее у них не бывало такого, чтобы на конкурс заявлялся только один участник. По словам Юрия Иванова, у него за право поставлять мазут ежемесячно боролись от трех до пяти компаний. Директор беломорской компании «Белтеплоэнерго» Надежда Филиппова говорит, что и у них в конкурсах раньше участвовало как минимум два поставщика. А сейчас при кажущемся соблюдении законов налицо чуть ли не монополизация рынка. Возникает ощущение, что какие-то люди в карельском правительстве лично заинтересованы в том, чтобы мазут закупался именно у БТК и именно за такую цену. Цена мазута гарантированно будет выше той, которая забита в тарифы, ведь ввиду отсутствия конкуренции сбить ее некому. А разницу между суммой, заложенной в тарифах, и реальными затратами «Карелэнергоресурса» правительство полностью компенсирует из бюджета. И никто не знает, между кем на самом деле распределяется эта компенсация. Отсюда и «невозможность» проводить предоплату, и «нереальность» закупки топлива летом. Ведь это привело бы к значительному удешевлению цены и уменьшению субсидий, которые можно поделить между собой.

Конечно, может быть, это ощущение ошибочно. И дай бог, чтобы на самом деле все оказалось не так. Но отсутствие конкуренции, к сожалению, неизбежно наводит на такие неприятные подозрения.