Общество За оскорбление учителя – под суд

Губерния
№29 (947) 16.07.2014

Депутаты Государственной Думы предложили ввести уголовное наказание за оскорбление учителей. Политики хотят приравнять «оскорбления, насмешки, упреки в некомпетентности, поучения, формирование негативного отношения в среде учителей и родителей и так далее» по отношению к педагогическим работникам к применению силы или оскорблению в отношении представителя власти. Таким образом, предлагается квалифицировать насмешку над учителем так же, как нападение на полицейского, например.

По крайней мере, такая идея сейчас как раз рассматривается в Государственной Думе в качестве изменений закона «Об образовании». Если случится, что проект пройдет все необходимые согласования, то за оскорбление учителя может грозить вполне реальный срок. Правда, уголовное наказание настигнет лишь совершеннолетних учеников, то есть тех, кому уже исполнится на момент правонарушения 18 лет. За оскорбление преподавателя можно будет отправиться за решетку, но при условии, что преподаватель сможет доказать это в суде. Если же правонарушителю на момент совершения преступления всё еще не будет 18 лет, то максимальное доступное наказание – это исключение из школы.

Между тем инициатива уже обсуждается среди общественности. Половина россиян одобряет введение уголовной ответственности за оскорбление педагогов. Идея нашла поддержку у 51% граждан России, против высказались 31% респондентов, сообщили социологи исследовательского центра портала Superjob.

Однако сообщается, что чем старше респондент, тем чаще он был против радикальных мер защиты педагогов (27% у респондентов до 24 лет, 33% – старше 45). Но даже поддерживающие законопроект респонденты часто замечали, что закон все-таки нуждается в качественной проработке, чтобы нововведение не затронуло права учеников. «Помимо уголовного наказания за оскорбление педагога респонденты предлагали ужесточить и ответственность за оскорбление и унижение детей в ходе учебного процесса. Неясными для россиян остаются и границы «компетенции» преподавателей. Если, например, учительница русского языка употребляет слово «ложить» и ей это ставят на вид – будет ли она иметь право посадить критика в тюрьму, уточняли респонденты», – говорится в исследовании.

Как предполагают авторы инициативы, наказание для взрослых можно будет привязать к действующей статье Уголовного кодекса России, а ответственность для подростков может варьироваться от выговора до исключения из школы.

В настоящее же время обязательные исправительные работы за оскорбление представителей власти составляют от 6 месяцев до 1 года.

Что думают известные люди России и Карелии?

Президент Межрегиональной ассоциации учителей географии России Александр Лобжанидзе:

– Учителя представляют собой самый незащищенный слой государственных работников... Проявляя строгость к ученикам, они берут на себя определенную ответственность, что отслеживается и обществом, и родителями, и коллегами, и педсоветом. И обычно суды по обвинениям, выдвинутым в их адрес, выигрывает истец. Однако сами они никак не защищены от грубых оскорблений.

Секретарь карельского отделения «Единой России», первый вице-спикер ЗС РК, «Учитель года Карелии – 1999»

Александр Селянин:

– Сама необходимость нахождения новых способов защиты учителей назрела очень давно, еще с середины 90-х годов. Ученики всегда были защищены сильнее на законодательном уровне, нежели педагоги. Дело в том, что тактичный и интеллигентный педагог не всегда может отстоять свои права, и ученики этим пользуются, чувствуя себя безнаказанными. В моей школьной практике тоже были подобные случаи, и не единожды. Раньше молодым педагогам часто доставались «сложные» классы. Однако мне всегда удавалось отстроить хорошие отношения с ребятами. И второе. Как мне кажется, инициатива еще требует детальной проработки. Если наказание может настигнуть только совершеннолетних учеников, а в старших классах это единицы, то закон окажется декларативным, неработающим. Что же тогда делать с несовершеннолетними? Ведь они даже не до конца понимают, что ведут себя оскорбительно по отношению к учителю. В общем, остается много вопросов. Но сам факт появления такой инициативы меня радует.

Председатель Московской коллегии адвокатов Андрей Князев:

– Никаких преференций в вопросах защиты по статусу у педагогов нет, а вину их обидчиков не усугубляет то, что в качестве потерпевшего выступает педагог. За оскорбление и причинение вреда педагогу назначается наказание в соответствии с общегражданскими законами.

Сопредседатель профсоюза «Учитель» Андрей Демидов:

– Главная защита учителя – это его педагогическое мастерство, а не уголовная статья. Я отношусь к такой инициативе с большой осторожностью. Мне кажется, это продолжение некой линии на формальные запреты вместо содержательного улучшения процесса.

Директор бюро по правам человека, правозащитник Александр Брод:

– При столь расплывчатых формулировках закона учитель может воспринять как «насмешку» или «поучение» любое невинное высказывание ученика. Точно так же «насмешкой» и «формированием негативного отношения» можно объявить невыученный урок да и просто улыбку. Все это создаст невыносимую атмосферу в классе – атмосферу страха.

Учитель МОУ «Средняя школа № 12» Петрозаводска Алёна Нестерова:

– Никто не защищен от хамства, и все бывает впервые... Я согласна, что есть уйма законов, защищающих учащихся, но почему-то ни одного – в помощь учителю. Подобная инициатива, как мне кажется, действительно может хоть как-то повлиять на современных подростков. Конечно, если родителей «буйных» учеников будут не просто предупреждать, а штрафовать.