Тема номера Туристы в лабиринте

Илона Радкевич
№37 (955) 10.09.2014

То, что туроператор «Лабиринт» приостановил свою деятельность, мы с мужем узнали 2 августа из новостей по радио, когда ехали на дачу. Понимание проблемы пришло сразу: оплаченный еще в марте семейный отпуск отменяется. Однако мы еще не знали, где и насколько «Лабиринт» страховал свою финансовую ответственность, как поступит петрозаводское турагентство, продавшее нам тур через этого оператора, и есть ли хоть какая-то возможность вернуть свои 98 тысяч рублей. Но как-то до последнего не хотелось верить, что все эти страховки от невыезда и фингарантии туроператоров – беспросветная чушь, что в нашей стране можно безнаказанно «кинуть» 65 тысяч человек и никому до этого не будет никакого дела.

В ноябре на море в Сочи

Да, «Лабиринт» был не первым и, к сожалению, не последним туроператором страны, который этим летом приостановил свою деятельность, оставив тысячи людей без денег и отдыха (всего за лето таких компаний набралось семь). Незадолго до «Лабиринта» была «Нева». В Карелии, по нашим данным, есть пострадавшие клиенты только этих операторов: около двух десятков жителей республики «кинул» «Лабиринт» и около сотни – «Нева». Всего же пострадавших от приостановки деятельности турфирм в стране около 65 тысяч человек.

Оставшись у разбитого корыта, обманутые туристы объединялись в социальных сетях в группы: не только для того, чтобы жаловаться друг другу и советоваться, что делать дальше, но и для того, чтобы про них не забыли. Надеялись, что государство как-то вмешается в ситуацию и выручит. И государство вмешалось. Врио руководителя Ростуризма Олег Сафонов сообщил: клиенты всех приостановивших деятельность туроператоров, которые не смогли уехать на отдых, смогут бесплатно провести неделю на море в Сочи. С экранов телевизоров звучало красиво и великодушно, хотя и не покидало ощущение, что все закрывшиеся туроператоры погибли не без участия Ростуризма и руководства страны, решивших заманить нас на русский юг.

Увы, при более пристальном рассмотрении предложенный отдых оказался не таким уж бесплатным: бесплатно предлагали только жить и завтракать в отеле «Бархатный сезон», дорога и обеды с ужинами – за свой счет. Даже при самом скоромном подсчете, нам (двум взрослым с двумя маленькими детьми), чтобы воспользоваться «подарком», только за дорогу (в плацкартных вагонах нефирменных поездов) нужно заплатить около 30 тысяч рублей. Но главное даже не это: воспользоваться предложением можно только до конца года (это при том, что сентябрь для брони уже недоступен).

Действительно, почему бы вместо Болгарии не свозить детей, скажем, в ноябре покупаться в Сочи?

Знать не знали

До лета текущего года мы, как и большинство обычных туристов, никогда не обращали внимание на то, через какого туроператора нам продают тур местные туристические агентства. Уж тем более мы никогда не задумывались над тем, где и на сколько застрахована компания. «Нева» была застрахована на рекордную сумму в 454,2 миллиона рублей. Этих денег с лихвой хватило бы на то, чтобы возместить ее клиентам 100-процентов стоимости несостоявшихся туров, но страховая компания «Восхождение», где «Нева» страховала свою деятельность, пока не выплатила ни копейки ни одному из туристов. Страховщики обещают начать выплаты в будущем году, но, если честно, не очень верится, что это произойдет: у страховой компании еще в июле была приостановлена, а потом и отозвана лицензия.

Туроператор «Лабиринт» на 40 миллионов рублей был застрахован в том же «Восхождении» и на 120 миллионов рублей в страховой компании «ВСК». «ВСК» готова выполнить свои обязательства в полном объеме. Здесь туристам, конечно, повезло. Вот только застрахован «Лабиринт» был на 120 миллионов рублей, а «кинул» своих клиентов более чем на 2 миллиарда. На сегодняшний день уже известны суммы страхового возмещения: из потраченных на несостоявшийся тур 98 тысяч рублей страховая компания вернет нам… 2506 рублей 95 копеек!

Честно говоря, в офисах страховой компании с первого дня откровенно заявляли о том, что рассчитывать особенно не на что, поэтому выплачиваемые суммы ни для кого сюрпризом не стали. Обманутые туристы разделились на три лагеря: те, кто, получив крохи по страховке, остановились и теперь просто попробуют забыть свой состоявшийся (есть те, кого известие о крахе оператора застало за границей – те, кого повыгоняли из отелей и заставили жить в аэропорту в надежде на то, что кто-нибудь когда-нибудь вывезет их домой) или несостоявшийся отдых; те, кто собирается подавать в суд на местные туристические агентства, и те, кто собирается подавать в суд на «Лабиринт».

Не будем указывать название туристического агентства, продавшего нам путевку от «Лабиринта», но его сотрудники поступили порядочно: вернули нам то, что на нас заработали – 6366 рублей, предложили новый тур с 10-процентной скидкой и помогли подготовить документы для подачи в страховую компанию. Конечно, можно долго размышлять на тему справедливости и говорить о том, что в данной ситуации турагенство, чтобы не подрывать репутацию, могло бы пополам разделить с туристом потери. Многие туристические агентства, особенно в Москве и Московской области, например, полностью оплатили своим туристам, обманутым «Лабиринтом», новые туры. Но обязанности так поступать нет. Туристическое агентство не несет никакой ответственности, если тур не состоялся по вине туроператора. Оно, согласно договору (а он у всех одинаковый), всего лишь помогает нам в бронировании туруслуг. А потому какие могут быть иски?

Что же касается коллективного иска к самому «Лабиринту», то это дело заведомо выигрышное. То есть суд обязательно удовлетворит требования обманутых людей о взыскании материальной и моральной компенсаций. Здесь без вариантов. А что дальше? С кого, кто и как будет взыскивать деньги? Компании, входящие в структуру «Лабиринта», уже подали в суд заявления о банкротстве. Так что ответов на эти вопросы ни у кого нет. Даже у именитого адвоката, взявшегося (не за бесплатно, конечно, за 5 тысяч рублей с каждого из 500 собравшихся участвовать в иске) представлять интересы обманутых туристов в суде. А потому нет никакой гарантии, что, потратив сегодня деньги на юридические издержки, завтра или через год ты вернешь себе хотя бы рубль.

Никто не застрахован

Когда туроператоры один за одним начали сообщать о приостановке деятельности, а люди принялись рыдать и просить государство о помощи, министр культуры Российской Федерации заявил:

– Каждый из нас может застраховать собственную путевку от любых рисков, это стоит до 2% стоимости путевки. Экономя каждую копейку, наш турист никогда не потратит лишний процент на страховку собственной путевки. Он будет сидеть в аэропорту в Тунисе и ждать, когда государство, не несущее формально никакой ответственности за бизнес-отношения между туристом и туркомпанией, будет за свой счет его вытаскивать.

У нас была эта пресловутая страховка от невыезда. Толку от нее примерно столько же, как и от описанной выше страховки ответственности оператора. То есть практически никакого. Многие, оформляя такую страховку, даже не задумываются над тем, что она подразумевает «невыезд» всего по нескольким основаниям: турист или кто-то из его близких родственников умрет или заболеет с госпитализацией, откажут в визе, призовут в армию, вызовут в суд, турист получит травму, из-за которой не сможет путешествовать, или же его имуществу будет нанесен ущерб в крупных размерах (скажем, в результате пожара или затопления). Все. «Невыезд» по причине краха туроператора – не страховой случай.

Одолжив денег на новый тур, мы честно попробовали (самостоятельно, потому что турагенства такого не предлагают) застраховать свою путевку от любых рисков, включая банкротство туроператора. Но ни одна страховая компания в Карелии на это не пошла. Ни за какой процент от стоимости тура: ни за два, ни за пятьдесят.

– Что делать? – поинтересовались мы в турагентстве. – Есть ли хоть какая-то возможность себя обезопасить?

– Конечно. Забронируйте сами себе отель и сами купите билеты на самолет. Правда, даже в этом случае 100-процентной гарантии, что попадете на отдых, нет.

– Ну, может быть, есть среди туроператоров особенно крупные и надежные?

– «Нева» и «Лабиринт» были очень крупными и, как всем казалось, надежными.

Другими словами: что бы вы ни делали, какие бы путевки и у кого бы вы ни покупали, гарантии, что выкупленный тур состоится, нет. Ее никто не даст.

Что делать? На самом деле, есть всего четыре пути:

– сидеть дома;

– ездить на российский юг (как теперь с экранов телевизоров советуют нам федеральные чиновники);

– бронировать отели и билеты на самолет, минуя посредников;

– тщательно выбирать туроператора (обращая внимание на количество его клиентов, размер финансового обеспечения, заявления о состоятельности и прочее) и быть готовым к ситуации, описанной выше.

Существующий закон не способен защитить от рисков ни туриста, ни добросовестных участников рынка. И сейчас чиновники думают над изменениями в туристическом законодательстве, а должны были задуматься о них еще в 2010-м, когда более 8000 туристов пострадали от банкротства «Капитал Тура», или хотя бы в 2012-м, когда «Ланта-тур» бросила за границей около трех тысяч своих клиентов. Но они решили дождаться лета 2014-го…