Тема номера Атака на ветеранов

Тамара Конева
№46 (964) 12.11.2014

В Петрозаводске прошли массовые обыски у ветеранов, активистов карельских «яблочников». Причина – уголовное дело, возбужденное против председателя петрозаводского Совета ветеранов, заместителя председателя карельского «Яблока», почетного гражданина Петрозаводска Галины Карасовой. Сама суть претензий правоохранительных органов вызывает большие вопросы, а методы работы сотрудников карельской ФСБ и СК РФ по РК пугают.

Обманом заманили в квартиру

Галину Карасову обвиняют в преступлении, предусмотренном ст. 141 УК РФ (воспрепятствование осуществлению избирательных прав). Якобы в сентябре на одном из избирательных участков она помешала проведению досрочных выборов в Петросовет. Воспрепятствование заключалось в том, что избиратели, поддерживающие кандидатов от карельского «Яблока», приходили на избирательные участки и занимали очередь. Дескать, тем самым они помешали кому-то проголосовать. Между тем на избирательные участки валом шли асоциальные личности. Некоторые откровенно признавались, что их голоса купили. Но наша доблестная полиция почему-то не смогла доказать факт скупки голосов и воспрепятствовать этому. И как так получилось? Ведь в день голосования они (по жалобе сотрудников мэрии) даже задержали четверых мужчин, двое из которых дали показания, что их попросили проголосовать за деньги.

На участке также дежурили сотрудники карельской ФСБ. К ним «яблочники» тоже обращались, указывая на факты скупки голосов. Однако реакции не последовало. Хотя нет, она была – к нам в редакцию пришло письмо из УФСБ России по Республике Карелия. Наши эфэсбэшники написали, что они не должны следить за контролем законности проведения выборов. Их задача – обеспечивать безопасность организации и проведения выборов, снижать уровень угроз совершения терактов и экстремистских проявлений.

А теперь вот возникло это абсурдное уголовное дело.

Галина Карасова сейчас находится в Санкт-Петербурге. Оперативники обманом попали в ее квартиру и провели там обыск. Как рассказал нам сын Карасовой Анатолий, в пятницу утром (еще не было и 8 часов) к нему домой на Октябрьском проспекте ворвались двое сотрудников ФСБ. Они сказали, что со старшей дочерью Оксаной что-то случилось и надо срочно ехать на квартиру Галины Егоровны. Оксана на время отъезда бабушки присматривала за ее собакой. Не на шутку напуганный Анатолий без лишних вопросов поехал с оперативниками на улицу Варламова, где расположена квартира мамы. Каково же было его удивление, когда сотрудники правоохранительных органов начали обыск в квартире.

– Выяснилось, что про дочку они наврали. Они перерыли всю квартиру до балкона. Изъяли три пакета вещей, – рассказывает Анатолий. – Потом меня повезли на допрос, где спрашивали про Ширшину, Чечиль, другое.

Взломали дверь

В тот день сотрудники ФСБ наведались ко многим членам предвыборного штаба карельского «Яблока». У кого-то обыскали квартиру, кого-то просто увезли на допрос. При этом всем ветеранам-активистам, с кем они «работали» в этот день, за 60 лет. Пожилые люди до сих пор не могут прийти в себя после встречи с оперативниками.

– Меня подкараулили у подъезда, когда я возвращалась с внучкой домой. Их было шесть человек. Пять мужчин и одна женщина, – рассказывает Любовь Животкова. – Они сказали, что пришли обыскивать мою квартиру. Я сказала, что и их в квартиру не пущу, и сама туда не пойду. Однако как только я направилась в сторону остановки, чтобы вызвать такси и уехать, они выхватили у меня телефон и преградили дорогу. 45 минут (а на улице была страшная вьюга) мы с четырехлетним ребенком простояли на улице. Потом мне все-таки пришлось пойти домой – внучка замерзла, ее нужно было кормить.

Зайдя в квартиру, Любовь Трофимовна быстро захлопнула за собой дверь, оставив незваных гостей на лестничной клетке.

– Они стали стучать, кричать, что вызовут ОМОН, но в течение примерно двух часов никаких решительных действий не предпринимали, – вспоминает женщина. – Я думала, что это шутка, такого не может быть. Все было, как показывают в кино. В итоге они вызвали медсанчасть, и двое мужчин с чемоданами начали взламывать двери в мою квартиру. Когда одна дверь была уже взломана, вторую я открыла сама. Иначе бы я с несовершеннолетним ребенком осталась с незапираемыми дверями.

По словам Любови Животковой, силовики просто вытаскивали отовсюду вещи и выкидывали их на пол:

– Это не передать, что они натворили в квартире. Швыряли вещи из шкафов, из дивана, искали какие-то документы по выборам. А у меня ничего нет. Не знаю, удалось ли им найти какие-то бумажки. Изъяли у меня компьютер, видео-, аудиокассеты. Все позабирали. Хотели и деньги изъять (а я только пенсию получила). Издевались, как могли. Это продолжалось до десяти часов вечера.

– Мне постоянно угрожали тем, что, если я не начну говорить, они меня задержат на двое суток, а ребенка передадут органам опеки, – говорит Любовь Животкова.

Потом женщину повезли в Следственное управление СК РФ по РК, где продержали до часу ночи.

– Я такой стресс пережила, – признается Любовь Трофимовна. – У меня такое давление. Все происходило на глазах у соседей. Я – уважаемый человек и пережила такое позорище. Это было ужасно. Второй день лежу. Даже встать не могу.

Давление подскочило у многих, кто имел «счастье» пообщаться с сотрудниками ФСБ и Следственного управления СК РФ по РК. Одну из женщин, к которой стражи порядка проявили свой интерес, госпитализировали с гипертоническим кризом.

С болгаркой за документами

В рамках возбужденного уголовного дела сотрудники правоохранительных органов нагрянули и в мэрию Петрозаводска, где при помощи МЧС (спасатели болгаркой открывали железный шкаф) провели обыск в помещении городского Совета ветеранов. Все, кто видел помещение Совета после того, как его покинули представители правоохранительных органов, пришли в ужас!

– Там все разгромлено и разбито, – говорит заместитель председателя карельской региональной общественной организации ветеранов пятой дивизии противовоздушной обороны Алексей Чаркин (его организация, а еще Совет ветеранов моряков, располагаются в том же помещении, что и Совет ветеранов Петрозаводска). – У нас есть железный ящик, примерно 1,2 метра высотой, в котором хранятся старые документы (протоколы собраний, заседаний советов), книги, фотографии, так двери с него содраны, все бумаги на стол брошены. На стене висел стенд с портретами ветеранов, так он сброшен и валяется на полу. Такое ощущение, что там не Следственный комитет был, а какая-то банда, которая искала наркотики и какие-то ценности. Они даже полы вскрыли. Там есть люк, который ведет к системе отопления. Он был открытым, тоже валялся. Ну вот что они там искали? Наркотики? Или атомную бомбу? Так можно и подбросить что-нибудь и нас всех засадить. Кто там был? Кто ключи выдавал на вахте? Я так и не смог получить ответы на свои вопросы. Кто это все устроил?

Алексей Дмитриевич говорит, что, как только узнал о проводимых обысках, сразу позвонил Галине Карасовой, которая и поведала ему о возбужденном в отношении нее уголовном деле.

– Не знаю, кому она помешала, – говорит Алексей Чаркин. – Но если даже допустить, что она кому-то мешает, причем тут ветеранская организация?

Итак, в отношении почетного гражданина Петрозаводска Галины Егоровны Карасовой возбудили уголовное дело. Женщина, много лет возглавляющая городской Совет ветеранов, пользуется огромным уважением. Но она при всех своих регалиях еще и заместитель председателя карельского отделения партии «Яблоко», а это в наши дни и в нашей республике – все равно что большая мишень на спине. Четыре года лишения свободы – такую перспективу нарисовали Карасовой правоохранительные органы. Это пятое уголовное дело против карельских «яблочников» за последнее время!

«Карельская Губернiя» попыталась взять комментарий в УФСБ России по Республике Карелия. Там этого делать не стали, кивнув на Следственный комитет, возбудивший уголовное дело. Нам лишь заметили, что их сотрудники действуют в рамках законодательства, и если кому-то из обысканных ветеранов и стало плохо от жесткого обращения, то это еще надо доказать. Мол, старые люди – мало ли какие у них болячки…

«Карельская Губернiя» будет следить за развитием событий.