Тема номера «Страшный человек»

Губерния
№20 (991) 20.05.2015

– Это петрозаводский «профессор Мориарти» (персонаж рассказов о Шерлоке Холмсе, гений преступного мира. – Прим.авт.), – охарактеризовал осужденного Александра Благодарова представитель потерпевшего Дмитрий Шамин. И он был не первым человеком, от которого мы услышали подобное сравнение.

Александр Благодаров – владелец ломбарда, юрист, руководитель регионального отделения Российского общества защиты прав потребителей. Верховный суд Карелии оставил в силе решение Петрозаводского городского суда, и теперь уже нет сомнений: ближайшие 15 лет этот человек проведет в колонии строгого режима.

Расследование и судебный процесс по делу Благодарова заняли ровно четыре года. Его обвиняли в организации ограбления ювелирного магазина «Золотой Овен» и организации совершенно чудовищного преступления – по его заказу человеку плеснули в лицо серной кислотой.

«Золотой Овен» ограбили 1 мая 2011 года. Золото и серебро (737 ювелирных изделий) на сумму около 6 миллионов рублей исчезли совершенно удивительным образом: кто-то ключом открыл дверь, отключил сигнализацию и вынес ценности из магазина. Преступник не остался незамеченным: он умудрился выйти из магазина с двумя пакетами, доверху наполненными награбленным, как раз в тот момент, когда охранник торговой точки подходил к работе. Мужчина попробовал его догнать, но не сумел: преступник оказался моложе и шустрее.

Преступление было тщательно спланировано, поэтому долгое время оставалось нераскрытым. Вывести Благодарова на чистую воду помог его давний знакомый Михаил Янченко. Через знакомого он вышел на хозяйку ювелирного магазина Лидию Винокурову и рассказал ей, а после и правоохранительным органам о том, кто стоит за дерзким ограблением. Однако давать официальные показания Янченко категорически отказался, сказав, что «Благодаров – очень опасный человек, что он будет мстить, может даже попытается устранить».

Янченко предложил внедрить подставного человека в качестве администратора в один из магазинов Винокуровой и организовать еще одно ограбление, чтобы поймать злодея непосредственно при совершении преступления. Но из-за неоправданного риска хозяйка «Золотого Овна» от такого варианта отказалась.

Нечего терять

Как оказалось, Михаил Янченко не зря опасался Благодарова. За раскрытие причастности Благодарова к краже он вскоре заплатил страшную цену – практически лишился лица. Это произошло накануне нового 2012 года. Его знакомый Максимов – один из участников ограбления «Золотого Овна» – предложил в помещении одного из петрозаводских офисов отпраздновать вместе грядущий праздник. Янченко согласился. Почему-то он не почувствовал опасности, хотя мог бы. На суде Михаил Янченко рассказал, как однажды после визита в следственные органы ему позвонил Максимов и поинтересовался, не к следователю ли он ходил. Тогда Михаил понял, что за ним следят. И тем не менее в назначенный день он пришел на встречу к Максимову. На празднике были еще двое, но они рано ушли.

В какой-то момент Янченко вышел из офиса в магазин. Максимов тут же отзвонился своему знакомому Илье Богомазу и сообщил об этом.

По данным следствия, когда Благодаров «заказывал» Янченко, он просил этих двоих использовать биту. Но Богомаз отказался, сославшись на то, что можно переборщить: ведь его просили покалечить, а не убить Янченко. Так появился вариант с кислотой, который предложил Благодаров. Благодаров передал через Максимова банку с кислотой, но предупредил, что кислота очень сильная, поэтому и самому исполнителю стоит быть осторожным. Впрочем, последний довольно легкомысленно отнесся к этим словам.

Когда Янченко во время вечеринки выходил в магазин, Богомаз пошел ему навстречу, но что-либо сделать не решился: испугался и вернулся обратно. Позже Максимов сообщил ему, что будет еще одна возможность подловить Янченко. И такая возможность действительно появилась. Ночью, когда было принято решение расходиться, Янченко хотел вызвать такси, но Максимов предложил ему прогуляться. По дороге Максимов споткнулся. Янченко повернулся к нему и спросил: «Что случилось?» Но ответа уже не услышал. В этот момент, согласно показаниям потерпевшего, он почувствовал, «как теплая и пахучая жидкость ударила по лицу, попала в рот, в нос, последовала резкая боль». Янченко упал в лужу. Он ничего не понимал. Стал трогать одежду, но она вся «сгорела». Несмотря на адскую боль, Янченко успел поинтересоваться, кто его заказал. Максимов ответил, что Благодаров.

Именно эту фамилию и твердил Янченко медикам, которые в тот день спасали ему жизнь. Спасение далось нелегко. Медсестра, которая обрабатывала лицо потерпевшего, рассказала суду, что ее перчатки желтели и рассыпались прямо в руках – кислота их разъедала. Полмесяца Янченко провел в коме. То, что он выжил, врачи называют чудом. У потерпевшего были химические ожоги 2-3-4-й степеней лица, обоих глаз, ротовой полости, области шеи, рук, ожог дыхательных путей. Нос начал срастаться с верхней губой, и чтобы их разъединить, пришлось сделать несколько операций. Все заживало очень болезненно, но самое ужасное: Янченко потерял зрение. Его глаза полностью заросли.

Поняв, что терять ему больше нечего, Янченко согласился официально дать показания в отношении Благодарова.

Примечательно, что лечиться от химических ожогов пришлось не только Янченко. Выливая кислоту, Илья Богомаз был не слишком осмотрителен, и часть жидкости попала ему на лицо. Обращаться к врачам он побоялся и в тот же день на такси выехал лечиться в Санкт-Петербург. За свое преступление он получил 40 тысяч рублей. В качестве компенсации за травму – еще 20 тысяч.

Парик

В отличие от самого Благодарова все члены преступной группы, созданной им для ограбления «Золотого Овна», в разное время написали явки с повинной. Непосредственным исполнителем преступления был Илья Богомаз. По данным следствия, Благодаров внедрил в службу охраны одного из ювелирных магазинов своего знакомого Амосова, которого в один из дней попросил передать Максимову ключи от торговой точки для их копирования. Амосов выполнил поручение. Он же рассказал Благодарову, что и где хранится и на какие ключи закрывается. Благодаров поведал информацию Максимову, Максимов – Богомазу, который, по задумке Благодарова, не должен был знать, кто является «заказчиком» преступления.

Илья Богомаз долго наблюдал за торговой точкой. И в результате пришел к выводу, что за драгоценностями лучше идти не ночью, а примерно за час до открытия магазина. Не случайно был выбран и праздничный день: предполагалось, что людей утром будет немного. Их и в самом деле практически не было. Богомаз без проблем попал в помещение магазина. Правда, за 29 секунд умудрился несколько раз снять магазин с сигнализации. Позже он пояснил следователям: не понимал, каким должен быть сигнал, свидетельствующий о снятии, поэтому выходил из магазина, чтобы понять, сработала система или нет. Впрочем, выходить ему пришлось не только за этим. Уже в магазине Богомаз обнаружил, что ключей от сейфа в том месте, о котором поведал Амосов, нет (когда Амосова перевели работать в другую торговую точку той же ювелирной сети, сотрудники магазина поменяли «прятку», но он об этом не знал). Злодею пришлось вернуться в машину за монтировкой. Из-за всех этих нюансов Богомаз потратил на очищение магазина гораздо больше времени, чем планировал, потому и наткнулся при выходе на охранника. Впрочем, столкнулись они не нос к носу, да и Богомаз в целях конспирации находился в парике с длинными светлыми волосами, поэтому больших опасений, что охранник сможет его когда-нибудь опознать, не было.

Богомаз пробежал несколько сотен метров вниз по проспекту Ленина и в одном из дворов спрятал украденные ценности под гаражами. Вскоре за ним подъехал Максимов (он ждал исполнителя у магазина и видел, что произошло), переложил ювелирные украшения в коробку, которую чуть позже отвез Янченко и попросил передать Благодарову.

Сложно сказать, в какой момент Янченко на самом деле узнал или понял, что именно находится в коробке. Потерпевший уверяет, что это произошло в тот момент, когда он передавал ценности Благодарову.

Амосов получил за свою информацию 30 тысяч рублей. Максимову Благодаров передал 500 тысяч, 300 из которых тот отдал Богомазу. Украденные ювелирные украшения следственные органы так и не нашли.

Исчезнувшие ценности

Богомаз и Максимов в надежде получить наименьшие сроки заключили соглашения со следствием и были осуждены задолго до того, как прозвучал приговор Амосову и Благодарову. Богомаз отправился за решетку на 6 лет, Максимов – на 4,5. Амосов, который уже начал давать признательные показания, в какой-то момент от них отказался.

– Это произошло в тот момент, когда Благодаров, взятый Петрозаводским городским судом под стражу, по решению Верховного суда Карелии оказался на свободе, – говорит представитель потерпевшего Янченко Дмитрий Шамин. – В тот момент Амосов начал снимать видео, отправлять его президенту.

По словам Романа Масалева, следователя, который вел это непростое дело, Амосов уверял, что написал явку с повинной под воздействием стражей порядка. Изначально даже называл фамилию человека, который вынудил его написать признание. Однако, как оказалось, названный человек уже два года как не работал в органах.

– Во время следствия Александр Благодаров вел себя очень заносчиво и нагло, – вспоминает Роман Масалев. – Вот цитата из его допроса: «Конечно, вы можете надеяться на безмозглость наших судей, но я думаю, что ваше шитое белыми нитками дело развалится в суде». Вот это отношение человека. На вопрос «У вас есть еще какие-то дополнения, заявления?» Благодаров отвечал: «Только то, что вы – вредитель». Он в выражениях особо не стеснялся. Напрямую на оскорбления не переходил, но за словом в карман не лез и пытался облить грязью буквально всех: Янченко, Максимова, Богомаза, следователя, буквально каждого, кто имел хотя бы малейшее отношение к его делу. Даже Амосова, отказавшегося от признательных показаний и занявшего сторону Благодарова, тот называл «трусом» и «тихим алкоголиком». Пытался переложить вину на других.

О том, что Благодаров постоянно пытался всех опорочить, в том числе и потерпевшего, говорит и защитник Янченко Дмитрий Шамин. По его словам, последнее оскорбление Благодаров кинул, когда услышал решение Верховного суда Карелии. К слову, подсудимый не счел нужным выслушать вердикт стоя.

Амосов на 4 года отправился в колонию общего режима, а Благодаров – на 15 лет в колонию строгого режима. В качестве компенсации морального вреда Янченко с последнего должно быть взыскано 3 миллиона рублей. И есть надежда, что потерпевший эти деньги получит.

– У Благодарова наложен арест на 5 миллионов рублей, которые находились на его счетах, – говорит Дмитрий Шамин. – Кроме того, арест наложен и на три его земельных участка в Азовском районе Ростовской области (каждый из этих участков площадью более 85 тысяч квадратных метров. – Прим.авт.).

В пользу Винокуровой с подсудимых солидарно должно быть взыскано 5 миллионов 686 тысяч рублей.

До случившегося Михаил Янченко был руководителем Федерации инвалидного спорта Карелии. Теперь он и сам стал инвалидом. Однако не теряет оптимизма. Живет и верит, что вернуть зрение возможно. Но для этого нужно ехать за границу и делать операцию, стоимость которой при условии, что найдутся донорские органы, не менее 10 миллионов рублей.