Тема номера Андрей Нелидов: «Опозорить мало. Решили убить»

Илона Радкевич
№39 (1010) 30.09.2015

Пока вся страна следила за громкими разоблачениями в Коми, очередной коррупционный скандал накрыл и Карелию. Стражи порядка задержали экс-губернатора республики, директора музея-заповедника «Кижи» Андрея Нелидова.

Размер взятки

Слухи о том, что Нелидова вот-вот могут арестовать, ходили всю последнюю неделю. Поговаривают, правоохранительные органы уже давно пристально наблюдали за деятельностью директора музея-заповедника. Также говорят, что причиной такого пристального внимания к деятельности Нелидова мог стать тот факт, что не так давно у него случился серьезный конфликт с одним из влиятельных сотрудников Министерства культуры России. Как бы то ни было, Нелидов был задержан 24 сентября около 11 часов утра в своей квартире на набережной Варкауса в Петрозаводске. В тот же день были проведены тщательные обыски и в его жилище, и в офисе музея.

58-летнего Андрея Витальевича задержали по подозрению в получении взятки. По первоначальной информации Следственного управления СКРФ по РК, 23 сентября экс-губернатор получил через посредника от некого предпринимателя взятку в размере 500 тысяч рублей. По данным стражей порядка, это была плата за право осуществлять торговую и иную коммерческую деятельность на территории музея-заповедника «Кижи».

«Преступление раскрыто благодаря грамотно спланированным следственным действиям и оперативно-разыскным мероприятиям, проведенным совместно следователями Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Карелия и сотрудниками Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Карелия», – сообщил СУСК.

Изначально уголовное дело в отношении Андрея Нелидова было возбуждено по ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение взятки в крупном размере). Однако в суде во время избрания Нелидову меры пресечения выяснилось, что обвинение директору музея уже переквалифицировали: часть 5-я сменилась частью 6-й. Иначе говоря, крупный размер взятки сменился особо крупным. Следователь, поддерживающий в суде ходатайство об избрании обвиняемому меры пресечения в виде ареста, отказался пояснить, о скольких именно эпизодах взятки идет речь. Очевидно одно: по версии следствия, Андрей Витальевич незаконно получил от неназванного предпринимателя более миллиона рублей.

85 листов обоснования ареста

Заседание по избранию меры пресечения для директора музея-заповедника «Кижи» было назначено на 25 сентября на 15 часов 15 минут, но началось практически с часовым опозданием: Андрея Нелидова возили обедать.

Всегда жизнерадостный Андрей Витальевич на этот раз был мрачнее тучи, отворачивался от камер и не горел желанием общаться с журналистами. Однако, когда в коридоре кто-то из представителей СМИ спросил экс-губернатора, как он себя чувствует, Нелидов признался:

– Отвратительно.

– Вы признаете себя виновным?

– Нет, конечно, – отозвался Андрей Витальевич, после чего его завели (а сопровождали обвиняемого аж 8 судебных приставов) в зал заседания.

Оказавшись за решеткой, Андрей Нелидов, видимо, посчитал, что «славы» с него достаточно, и отвернулся от всех лицом к стене, а когда судья появился в зале, поспешил сообщить, что он против фото- и видеосъемки. Председательствующий, не долго думая, запретил фотографировать и снимать в зале, причем вообще, не только обвиняемого (всех, кто с камерами и фотоаппаратами, попросили покинуть зал).

– Я хотел бы ознакомиться с представлением прокурора, в чем меня обвиняют… – тихо произнес экс-губернатор.

– Сколько времени вам нужно для ознакомления с материалами? – поинтересовался судья. – Они на 85 листах.

Андрей Нелидов сказал, что полчаса ему будет вполне достаточно, и председательствующий предоставил ему это время.

После перерыва началась стандартная для всех громких задержаний процедура – попытка сделать заседание закрытым.

– В судебном заседании будут исследоваться данные о личности обвиняемого, о его семейном положении, месте жительства, о его состоянии здоровья, заболеваниях и отдельных фактах обращения за медицинской помощью (в день задержания, например, Андрею Витальевичу понадобилась медицинская помощь. – Прим.авт.). Будут исследоваться отдельные вопросы, связанные с изучением представленных стороной обвинения доказательств в подтверждение заявленного ходатайства, среди которых результаты оперативно-разыскной деятельности, – перечислил представитель СУСК РФ по РК, обосновывая необходимость проведения заседания в закрытом режиме.

Дабы не раскрыть государственную и личную тайны, председательствующий вынес решение «закрыть» заседание.

Чтобы не мешал следствию

Необходимость заключить экс-губернатора под стражу представитель Следственного управления СК РФ по РК мотивировал тем, что «обвиняемый может скрыться от органов следствия, продолжить заниматься преступной деятельностью, а также воспрепятствовать производству по уголовному делу». Руководитель следственной группы обосновал в суде свои опасения тем, что у обвиняемого есть заграничный паспорт с действующей визой стран Шенгенского соглашения и средства для проживания в ином государстве в течение длительного времени. Он так же обратил внимание суда на должностное положение Нелидова и на то, что свидетели по тем или иным основаниям зависят от обвиняемого, а соответственно, могут подвергнуться его воздействию с целью изменения показаний.

Кроме этого, представитель СУСК РФ по РК указал на тщательную конспирацию преступления и использование для его совершения подставных лиц, не осведомленных об истинном характере совершаемых ими действий.

Защитники Нелидова (а у Андрея Витальевича два адвоката), да и он сам, разумеется, возражали против ареста. Нелидов, в частности, пояснил, что является единственным кормильцем в семье, что у него имеется малолетний ребенок и что в настоящий момент органами следствия изъяты все имеющиеся у него денежные средства. Кроме того, Нелидов обратил внимание судьи на то, что у него есть ряд серьезных заболеваний, по которым он длительное время состоит на учете в Республиканской больнице им. Баранова и которые требуют как постоянного медицинского контроля, так и специализированных диет и систематического приема медикаментов.

Андрей Нелидов отметил, что и общегражданский и заграничный паспорта у него были изъяты, соответственно, выехать в иное государство он не может. Помимо всего прочего, Андрей Витальевич заявил, что готов конструктивно сотрудничать со следствием.

Обвиняемый просил не лишать его свободы. В качестве возможной меры пресечения адвокаты Нелидова называли домашний арест и залог.

– Представленные материалы свидетельствуют о наличии у органов предварительного расследования разумных и обоснованных подозрений для осуществления уголовного преследования в отношении Нелидова, – заключил судья.

Суд нашел подтвержденным и тот факт, что «многие известные следствию участники уголовного судопроизводства по расследуемому уголовному делу находятся в дружеских, служебных либо финансово зависимых от обвиняемого отношениях». Председательствующий пришел к выводу, что у Нелидова есть реальная возможность воспрепятствовать производству по уголовному делу, в связи с чем единственной возможной мерой пресечения в отношении него является арест.

Суд постановил арестовать Андрея Нелидова на 1 месяц и 30 дней, до 23 ноября 2015 года.

Когда экс-губернатора выводили из зала заседания, журналисты поинтересовались, согласен ли он с решением суда.

– Опозорить мало, решили убить, – ответил Нелидов.

Также экс-губернатор отметил, что обвинение основано на доносах.

Могут исключить и переизбрать

Одними из первых на задержание Андрея Нелидова отреагировали однопартийцы. Секретарь карельского отделения партии «Единая Россия» Лариса Подсадник в тот же день заявила, что в связи с возбужденным уголовным делом членство Андрея Нелидова в «Единой России» приостановлено. Если же его признают виновным, то и вовсе исключат из партии.

Очень осторожно прокомментировали ситуацию по месту работы Андрея Нелидова. В короткой официальной заметке указано, что «Музей «Кижи» надеется на объективное и беспристрастное расследование обвинений в адрес А.В. Нелидова».

Не остался в стороне от комментариев и глава Карелии Александр Худилайнен. В интервью телеканалу «100 ТВ» губернатор пояснил:

– Дело действительно возбуждено в рамках борьбы с коррупцией. Это доказывает то, что неприкасаемых нет.

Однако отметил, что лично у него работа директора музея-заповедника «Кижи» нареканий не вызывает:

– За два года, в течение которых Нелидов руководил музеем, там произошли существенные изменения, активизировалась работа по реставрации Преображенской церкви, очень динамично развивалась работа по реставрации памятников.

Тем не менее сразу после ареста Андрея Нелидова заместитель министра культуры РФ Алла Манилова заявила «Русской службе новостей», что Минкульт проверит траты музея «Кижи».

– Это федеральный музей. Профильные департаменты Минкульта будут проверять правомерность трат музея. Я послезавтра буду в Карелии на Российско-финляндском форуме, скандал такого масштаба меня не обойдёт, – пояснила Манилова.

Напомним, что с июля 2010 года по май 2012 года Андрей Нелидов был губернатором Карелии. А в январе 2013 года его назначили на пост директора музея-заповедника «Кижи», что поначалу вызвало бурный протест со стороны работников музея. В Интернете даже было запущено голосование против такого назначения под девизом «Спасем Кижи от Нелидова», собравшее более 20 тысяч подписей. В начале февраля 2013 года на встрече с коллективом музея заместитель министра культуры России Андрей Бусыгин сказал, что Нелидов останется в новой должности как минимум на год и что «это назначение – своеобразный эксперимент Министерства культуры», так как еще ни один музей в России не возглавлял чиновник такого уровня. Что ж, первые итоги эксперимента налицо.