Тема номера Действовали законно, но с мыслью о преступлении?

Илона Радкевич
№7 (1030) 17.02.2016

В Петрозаводском городском суде рассматривается уголовное дело, касающееся продажи здания, принадлежавшего муниципальному предприятию «Петропит». На скамье подсудимых – депутат Законодательного Собрания Карелии Анастасия Кравчук, директор ледового комплекса «Луми», депутат Петросовета Ольга Залецкая и экс-директор торгового дома «Ленторг» Александра Корнилова. Преступление, в котором их обвиняют, «придумывали» и расследовали почти два года!

Согласно предъявленному обвинению, в период с 1 марта 2011 года по 27 мая 2014 года лидер карельских «яблочников» политик Василий Попов (его дело выделено в отдельное производство), Анастасия Кравчук, Александра Корнилова и Ольга Залецкая, действуя совместно и согласованно в составе организованной преступной группы, осознавая противоправность своих действий, руководствуясь корыстными побуждениями, путём обмана и злоупотребления доверием должностных лиц администрации города, суда и должностных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия приобрели по заниженной цене право на недвижимое имущество: здание базового предприятия для школьных столовых общей площадью 3237 квадратных метра и земельный участок общей площадью 4932 квадратных метра. Как считает следствие, при рыночной стоимости имущества в 61 миллион рублей обвиняемые купили его за 18 миллионов, тем самым причинив материальный ущерб Петрозаводскому городскому округу в сумме не менее 42 миллионов рублей, что является особо крупным размером.

Как это было?

В свое время арбитражным управляющим ПМУП «Петропит» здание базового предприятия для школьных столовых было отдано в долгосрочную аренду (аж до 2060 года) ООО «Ядвига». В 2011 году директором «Петропита» стала Ольга Залецкая, которая с согласия администрации города (тогда еще мэром был Николай Левин) выставила указанный объект недвижимости на продажу. Это было сделано для того, чтобы «Петропит», у которого на тот момент была огромная кредиторская задолженность (около 11 миллионов рублей), вновь не признали банкротом. Фактически свою деятельность предприятие уже не вело и других источников дохода, кроме реализации муниципального имущества, у Залецкой не было.

Конечно, чисто теоретически Ольга Евгеньевна могла бы реализовать другое имущество предприятия. У «Петропита» есть еще офисное здание (кстати, тоже обремененное договором аренды), но в случае его реализации кредиторскую задолженность предприятия покрыть бы не удалось. В течение года Ольгой Залецкой было заказано три оценки здания, последнюю из которых сделал РГЦ «Недвижимость», указавший, что рыночная стоимость объекта с учетом долгосрочной аренды составляет около 18 миллионов рублей (без учета аренды – 31 миллион рублей).

Сама Залецкая никаких аукционов по продаже здания не проводила. Ею был заключен договор с компанией, которая специализируется на этих вопросах (с ООО «Мединвест»). Однако, так как на организованный указанным ООО открытый аукцион заявился всего один человек (Анастасия Кравчук), его признали несостоявшимся. И Залецкая отказалась заключать договор купли-продажи с единственным претендентом на здание предприятия. Свой отказ Ольга Евгеньевна объяснила тем, что надеялась получить от продажи здания больше 18 миллионов рублей: на аукционе цена должна была увеличиться, но из-за того, что здание оказалось интересно только одному человеку, она не изменилась вообще.

Анастасия Кравчук, в свою очередь, обратилась в Петрозаводский городской суд, и Фемида встала на ее сторону. Суд обязал предприятие «Петропит» заключить договор купли-продажи здания комбината общественного питания с единственным участником аукциона. Объект был продан. Но договор купли-продажи от имени «Петропита» заключала не Залецкая (на тот момент она была в отпуске), а ее заместитель. Сделка состоялась в мае 2013 года, а в апреле 2014-го появилось уголовное дело. Его фигурантами стали арендатор купленного здания – директор ООО «Ядвига» Александра Корнилова и покупатель – Анастасия Кравчук.

Версии и домыслы

По первоначальной версии следствия, Корнилова и Кравчук совершили мошенничество, потому что якобы взяли здание в аренду исключительно для того, чтобы при последующей продаже купить его по более низкой цене, возникшей в результате обременения. Согласно такой логике, любой арендатор, который сам или при участии партнера решил участвовать в аукционе по продаже арендуемого имущества, априори является мошенником.

Через год версия следствия изменилась. Следователи пришли к выводу, что совершить указанное преступление без участия должностного лица (директора «Петропита» Ольги Залецкой) было невозможно. По новой версии, Анастасия Кравчук вовлекла свою знакомую Ольгу Залецкую в состав преступной группы и после получения согласия Залецкой участвовать в преступлении устроила ее работать директором муниципального предприятия «Петропит». Однако придумать, каким образом Анастасии Кравчук, которая в то время еще и находилась в декретном отпуске, удалось трудоустроить Ольгу Залецкую на указанную должность, стражи порядка не смогли и ровно через два месяца выдвинули очередную версию преступления. Согласно последней версии, которая и дожила до суда, преступление организовал муж Анастасии Кравчук – политик Василий Попов. Именно он завербовал Залецкую и осуществил ее становление на должность директора предприятия.

Суть обвинения

Очень важно понимать, что же в реальности совершили подсудимые?

Согласно обвинительному заключению, не позднее 2007 года Попов, Корнилова и Кравчук «объединились в устойчивую группу лиц» и с целью получения прибыли создали ряд совместных коммерческих организаций (в том числе фирму «Ядвига»), объединённых в группу компаний под наименованием «Ленторг». При этом основателем и фактическим лидером указанной группы компаний являлся Попов. Помимо прочих в указанную структуру группы компаний входило предприятие «Ленобщепит», специализирующееся на организации школьного и общественного питания. Здание базового предприятия для школьных столовых «устойчивая группа», по мнению следствия, хотела заполучить в собственность как раз для «Ленобщепита».

По версии следствия, реализуя преступный умысел, Василий Попов сначала обеспечил заключение долгосрочного договора аренды на здание «Петропита», после чего вовлек в «состав организованной преступной группы» Ольгу Залецкую и обеспечил принятие решения главой города Николаем Левиным о ее назначении на должность директора предприятия.

Далее действовала уже Залецкая. Из текста обвинительного заключения следует, что Ольга Евгеньевна умышленно ввела в заблуждение оценочные компании, администрацию Петрозаводска, ООО «Мединвест», проводившую аукцион, и даже Петрозаводский городской суд, вынудив их совершить формально законные действия, которые на деле привели к реализации преступного плана.

Обосновывая якобы наличие преступного умысла обвиняемых, следствие выдвинуло домысел о том, что наличие долгосрочного договора аренды якобы практически исключает из участников открытого аукциона всех желающих, кроме арендатора и его представителей. Последствием этого абсурдного по своей сути довода, приведённого следствием, является домысел о том, что Ольга Залецкая при заказе оценки не имела права указывать на наличие обременения в виде договора долгосрочной аренды, так как ей заведомо было известно, что никто кроме арендатора участвовать в аукционе не будет.

Как она могла знать, что будет один участник, а не два, не три и не пять, если организация, которая проводила аукцион, проводила его открыто и в соответствии с законодательством?! И, что примечательно, претензий к организации, проводившей аукцион, у правоохранителей нет!

Теперь, что касается того, должна ли была Залецкая сообщать оценщику об обременении здания или нет. Анализ практики проведения аукционов, выполненный сотрудниками городской администрации, показал, что обременение, если оно было, учитывалось всегда. В аукционах по продаже имущества, обремененного арендой, участвуют как арендаторы, так и лица, не являющиеся таковыми. И во многих случаях аукцион выигрывают не арендаторы. Так, с 2007 по 2013 годы на территории Петрозаводска было проведено порядка 180 аукционов по продаже муниципального недвижимого имущества, в которых приняли участие 660 физических и юридических лиц. Аукционы были выиграны арендаторами примерно в 25 процентах случаев. И в том случае, если открытый аукцион выигрывали именно арендаторы, никакого доначисления до цены без обременения не производилось.

У Ольги Залецкой есть официальный ответ администрации Петрозаводского городского округа с разъяснением того, что, в соответствии с законом, оценка обременённого арендой имущества является рыночной и указание на наличие существующего обременения обязательно. То есть Залецкая все сделала по закону!

Итак, экс-директор «Петропита» не имела отношения к заключению договора аренды здания (на тот момент она на предприятии еще не работала), сама не проводила оценку этого имущества, сама не проводила торги по имуществу, отказала единственному участнику аукциона в заключении сделки, а после судебного решения не подписывала договор купли-продажи имущества. Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что в действиях Залецкой отсутствуют признаки какого-либо противоправного деяния.

Плохие помыслы

Очевидно, что заключение договора аренды здания базового предприятия для школьных столовых между ПМУП «Петропит» и ООО «Ядвига», а затем выставление указанного имущества на открытый аукцион и покупка его Анастасией Кравчук являлись обычными, открытыми и законными сделками, а не результатом разработанного «преступного плана».

Следствие сделало вывод о якобы совершении противоправных действий не на основании достоверных данных о нарушениях закона или совершении обмана каких-либо конкретных лиц, а на основании домыслов, опровергаемых обстоятельствами заключения коммерческой сделки, в которой ни одним из её участников не был нарушен ни один закон или даже подзаконный акт. Более того, законность сделок – как заключения договора аренды имущества, так и обязанности продать имущество по результатам открытого аукциона – были подтверждены решениями Арбитражного суда Карелии и Петрозаводского городского суда.

Суть претензий правоохранительных органов, по большому счету, сводится к тому, что да, Залецкая, Корнилова и Кравчук все делали в соответствии с законодательством, но помыслы-то у них были преступные, и законов они не нарушали, чтобы замаскировать свою преступную деятельность. Два года понадобилось следствию для того, чтобы сделать этот гениальный вывод. И перед государственными обвинителями стоит непростая задача: доказать этот абсурд суду!

«Карельская Губернiя» будет очень подробно освещать судебный процесс по делу «Петропита» и проанализирует все доказательства, которые представят стороны. Обвинения, озвученные следствием, грозно звучат, но умные люди с полной уверенностью говорят о политической подоплеке дела. И это заставляет смотреть иначе на деятельность правоохранительных органов.