Тема номера «Отыгрались на сестре»

Губерния
№19 (1042) 11.05.2016

Две недели назад бывшую главу администрации Прионежского района Светлану Чечиль признали виновной в превышении должностных полномочий, приговорили к полутора годам лишения свободы и взяли под стражу прямо в зале в суда.

На протяжении последних 15 лет Светлана Всеволодовна является одним из руководителей всех «яблочных» кампаний. До оглашения приговора она активно занималась выборной темой. Теперь Светлана Чечиль ничем не сможет помочь своей партии при подготовке к сентябрьским выборам. Она не сможет баллотироваться сама! Но не это главное.

Арест Чечиль – безусловно, страшная беда для ее семьи: детей, внуков, престарелой мамы и двоюродного брата – опального политика Василия Попова, вынужденно проживающего в Финляндии.

– Светлана в данной ситуации оказалась заложницей, – говорит Василий Попов. – Можно долго разглагольствовать о том, где я сейчас и почему, но в Петрозаводске Свету взяли именно в заложники. Когда некоторое время назад правоохранители еще думали о том, что Попова можно вытащить из Финляндии, прокурор предлагал ей согласиться на амнистию, и судья просил об этом подумать. А после того как стало известно о моей просьбе к финской стороне о политическом убежище, выяснилось, что Светлана должна сидеть. Они отыгрались на сестре.

Подпись

Казалось бы, ну вот же очевидно, за что наказали и почему закрыли. Но нет, до сих пор можно услышать: «украла», «разворовала», «на что надеялась?». А у кого она, простите, что-то украла? Или что и где разворовала? Кабы так, к приговору и вопросов бы не было. Для тех, кто не знаком с материалами уголовного дела, мы регулярно писали статьи о судебном процессе Светланы Чечиль. Ее обвиняли в неправомерном подписании документа! Документа, одобренного комиссией специалистов (решение о переводе земель Чечиль принимала не единолично). Документа, который впоследствии благополучно был отменен.

Помнится, в 2013 году Александр Худилайнен подписал указ об экономии бюджетных средств. Документом фактически были предусмотрены задержка выплаты декабрьской зарплаты, а также выполнение двойной работы без соответствующей оплаты. Этот указ мог больно ударить по врачам, учителям и остальным бюджетникам, зарплаты которых и без того маленькие. Прокуратура после проведения проверки заявила, что этот документ нарушает ряд норм федерального законодательства и должен быть отменен. В дальнейшем первоначальный текст документа был изменен. Но при этом ответственность за издание незаконного указа, нарушившего конституционные права и свободы граждан Карелии, создавшего помехи в работе государственных органов и учреждений и, наконец, подорвавшего авторитет органов государственной власти, до настоящего времени никто не понес.

Депутат Законодательного Собрания Карелии Анастасия Кравчук обращалась в Следственный комитет Карелии с просьбой привлечь губернатора к предусмотренной законом ответственности, ведь по факту, издав такой указ, Александр Худилайнен превысил свои должностные полномочия. Однако наши доблестные стражи порядка никаких нарушений в действиях главы не нашли, сославшись на то, что «с учетом принятых прокуратурой республики мер негативных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства не наступило».

А здесь, значит, наступило! Напомним, что в декабре 2012 года Светлана Чечиль подписала постановление об изменении вида разрешенного использования двух участков земли площадью 992372 и 20 000 квадратных метров. На землях, ранее предназначавшихся исключительно для сельскохозяйственного производства, стало возможно ведение дачного хозяйства, за счет чего в тысячи раз выросли налоги в местный бюджет, а у заброшенных полей появилась перспектива превратиться в облагороженный дачный поселок.

Потерпевшими по этому делу были признаны те, кто успел купить у собственников указанных участков (Светлана Всеволодовна своим постановлением изменила вид разрешенного использования частных(!) земель, а не муниципальных) сотки под свои дачи. Правда, большинство потерпевших в суде отказались признавать себя таковыми: собственники еще на стадии следствия полностью вернули им деньги за приобретенные участки земли. Однако в приговоре указано, что, помимо этих людей, из-за действий Светланы Чечиль пострадали и жители Деревянского сельского поселения: мол, пасти скот стало негде, от скотины пришлось избавиться и люди лишились средств к существованию. Прокатитесь до этих полей. Они как стояли пустыми и заброшенными, так и стоят. Никто не мешает жителям поселения пасти на них скот! Разве что законодательство: земли на законных основаниях (и следственные органы с этим не спорят) находятся в частной собственности, и права выгуливать на них кого бы то ни было у местных жителей нет.

Ах да, из-за того, что один из потенциальных дачников успел поставить сруб бани, Светлане Чечиль еще вменяли 36 тысяч рублей ущерба: по версии следствия, под строением нарушился ценнейший плодородный слой земли. Впрочем, эти деньги суд с осужденной даже и не взыскал, потому как не понятно, в чью пользу их нужно было взыскивать.

Тем не менее Светлану Чечиль посадили.

СИЗО

Произошедшее сквозило цинизмом: он был заметен в ухмылках судьи и прокурора, в том, на какое расстояние отодвинули родственников и друзей Светланы Всеволодовны, когда ее в наручниках выводили из зала заседания (это не было обычной процедурой, даже убийц свободно водят по коридорам Петрозаводского городского суда, не прося освободить помещение), и в том, за что ей эти наручники надели. Напомним, что колония-поселение, к лишению свободы в которой ее приговорили, не предполагает никаких наручников.

Вспомните депутата Законодательного Собрания Карелии Сергея Кучина. Это самый свежий и показательный пример того, как это обычно и происходит: человека приговаривают к колонии-поселению, потом он, находясь на свободе, обжалует этот приговор, и после обжалования (если апелляционная инстанция не изменила характера наказания) САМОСТОЯТЕЛЬНО добирается до места, где будет отбывать наказание. Кучина судили за ДТП со смертельным исходом, но до вступления приговора в законную силу, да и какое-то время после этого он свободно ходил по городу. И якобы не был ни для кого опасен, не мог никуда сбежать (хотя его приговорили не к 1,5, а к 4 годам лишения свободы).

Светлану Чечиль в отличие от Кучина до вступления приговора суда в законную силу на свободе не оставили. Ее взяли под стражу прямо в зале суда и отвезли в СИЗО, где условия содержания и близко не напоминают колонию-поселение, к которой ее приговорили. СИЗО больше смахивает на тюрьму, ну или, в крайнем случае, – на колонию строгого режима. И в СИЗО Светлана Чечиль проведет еще не меньше полутора месяцев: по предварительным данным, суд апелляционной инстанции может рассмотреть ее жалобу примерно в 20-х числах июня.

Ошибочка вышла?

Судья, и глазом не моргнув, объяснил взятие Чечиль под стражу прямо в зале суда двумя моментами. Первый – то, что Светлана Всеволодовна выезжала за пределы Российской Федерации. Ну, это вообще верх цинизма. Да. Выезжала! Но исключительно с разрешения суда!

Второй момент – справка. В середине апреля Светлана Всеволодовна заболела и была вынуждена пропустить одно судебное заседание. Суд не возражал. Поправившись, подсудимая предоставила судье справку из поликлиники. К документу не было претензий ни в день его предоставления, ни позже. Претензии озвучили одновременно с оглашением приговора! Судья заявил, что справка противоречит ответу поликлиники на какой-то запрос суда. В какой части? Что там было в ответе на этот запрос? Эту информацию адвокату осужденной не удалось получить до сих пор.

Ну и, пожалуй, главное: чтобы осудить Светлану Чечиль, стороне обвинения нужно было придумать мотив (никакой личной заинтересованности в подписании Светланой Всеволодовной постановления о переводе указанных земель следствием обнаружено не было). И такой мотив был придуман: она хотела помочь своему брату Василию Попову, потому что в реальности земли, о которых идет речь, якобы принадлежат ему.

Суд исключил из обвинения упоминание о политике, сочтя, что его причастность к этому уголовному делу не доказана. А как же мотив? Судья указал в приговоре, что Светлана Чечиль совершила преступление с целью помочь другим людям – своим хорошим знакомым, а по совместительству собственникам земельных участков – бывшему директору торгового дома «Ленторг» Александре Корниловой и предпринимателю Чеславу Скрипину. При этом суд себе позволил явный подлог. В приговоре указано, что Светлана Чечиль сама подтвердила свои близкие отношения со Скрипиным, сообщив, что он мог принимать участие в ее жизни, когда у нее появлялись проблемы со здоровьем. Светлана Всеволодовна действительно произносила фразу про здоровье и участие, но при рассказе о своих отношениях с двоюродным братом. У нас есть диктофонная запись того заседания суда. Поверить в то, что судья просто перепутал фамилии, невозможно. Да и что значит перепутал? Это же приговор! Это документ, который решил судьбу человека. Кто ответит за эту «ошибку»?

Перед законом все равны, но некоторые равнее

В прошлом году шоком стал приговор бывшему главе администрации Пряжинского района Константину Гусеву. Чтобы заполучить 78 земельных участков под строительство коттеджного поселка, предприниматели Леонид Белуга и Роман Белуга и сын Константина Гусева создали фирму, которая должна была принять участие в открытом аукционе. Аукцион состоялся и действительно был открытым. Только обманным путем в него были включены (а потом втайне изменены) такие условия, что других претендентов на землю просто не оказалось (две фирмы, которые имеют отношение к тем же самым людям, разумеется, не в счет). В результате Гусев-младший и Белуги смогли купить участок (более 120 тысяч квадратных метров) стоимостью около 36 миллионов рублей всего за 5 миллионов рублей. Ну а помог им в этом тогда еще глава администрации Гусев-старший. Судом было доказано, что Константин Гусев действовал умышленно, «используя свое служебное положение», «осознавая противоправность своих действий», «руководствуясь личной заинтересованностью». При этом совершенно очевидно, что действовал он «группой лиц» и «по предварительному сговору». Но никого из фигурантов этой истории наказание не настигло.

В конце минувшего года прокурор Карелии Карен Габриелян очень нервно реагировал на вопросы журналистов о «справедливости» произошедшего, так и не сумев объяснить, почему прокуратура допустила привлечение Константина Гусева к уголовной ответственности по такой статье (и такой части этой статьи), которая гарантировала ему амнистию, и почему Белуги и Гусев-младший вообще ни к какой ответственности не были привлечены? Иск к Гусеву, кстати, был отклонен. Суд «простил» ему 30 миллионов рублей.

В феврале 2014 года к двум годам и одному месяцу условно была приговорена и тут же амнистирована бывший руководитель губернаторской администрации Людмила Косюк. Ее судили за то, что незаконно списала дом и участок, расположенные в государственном дачном поселке Шуйская Чупа, где обитают многие карельские VIP-дачники. Списанный дом принадлежал 86-летней участнице войны. Пожилую женщину оттуда выселили, а ее дачу снесли. На освободившемся месте Людмила Косюк начала возводить двухэтажный особняк, но стройку закончить так и не успела.

В марте текущего года к двум годам условного лишения свободы был приговорен и тут же амнистирован директор «Автоспецтранса» Евгений Миневрин, специально обанкротивший муниципальное предприятие. Ущерб от его действий составил более 8 миллионов рублей.

В начале апреля президиум Верховного суда Карелии полностью амнистировал дочку экс-главы Пенсионного фонда Натальи Вартановой Лалу Филиппову, которая, будучи директором туристической фирмы, с декабря 2013 года по июль 2014-го обманула 46 человек. Ущерб от ее действий составил около 3 миллионов рублей. Потерпевшие просили приговорить ее хотя бы к пяти годам лишения свободы, но Лала Гариковна на свободе.

И вообще не ответил за свои деяния глава Карелии Александр Худилайнен. Напомним, что, будучи главой Гатчинского района Ленобласти и прекрасно зная о том, что Сиверский лес является памятником регионального значения, представляющим историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, Александр Худилайнен единолично принял решение о продаже 30 гектаров особо ценных земель под элитные коттеджи. Никакой социальной необходимости в сделке не было. Сама сделка Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области была признана незаконной. Решение о продаже Сиверского леса привело к вырубке вековых деревьев, пожарам и многомиллионному ущербу, нанесенному государству. Неслучайно по факту продажи Сиверского леса Следственным комитетом было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество, совершенное в особо крупном размере». При этом к Александру Худилайнену у правоохранителей претензий нет.

И после всего этого правового беспредела суд приговорил к реальному лишению свободы Светлану Чечиль. Интересно, а если бы вместо 36 тысяч рублей ей вменяли бы, как предыдущим фигурантам уголовных дел, миллионы? Судья постановил бы расстрелять?

К слову, буквально за несколько дней до провозглашения приговора, жену судьи Дмитрия Хромых (а именно этот судья и выносил приговор) назначили начальником нормативно-правового управления администрации Петрозаводского городского округа. Но это, конечно же, просто совпадение.

Пикеты

15 мая у Светланы Чечиль день рождения. Чтобы поддержать ее и показать судам и правительству Карелии свое отношение, 16 мая родственники, друзья и знакомые осужденной решили провести одиночные пикеты на центральной улице города – на проспекте Ленина.

– Согласно закону Республики Карелия «О реализации отдельных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», одиночные пикеты разрешены, и на них не нужно согласие чиновников. Единственное условие: расстояние между пикетирующими должно быть не менее 40 метров. Мы не собираемся выходить за рамки законодательства, – говорит депутат Законодательного Собрания Карелии Анастасия Кравчук.

На момент, когда верстался номер, в пикетах изъявили желание участвовать порядка 50 человек.

Анастасия Кравчук, депутат Законодательного Собрания Карелии:

– Идея одиночных пикетов принадлежит мне. Лично я выйду на пикет, потому что вынесенный приговор жестокий и несправедливый, потому что он не имеет ничего общего с правосудием, потому что это месть моему супругу Василию Попову. Так как самого Василия они посадить не могут, отыгрываются на его близких. Сейчас отыгрались на сестре, подлейшим образом использовав ее отказ от амнистии.

Анастасия Тимошенко, дочь Светланы Чечиль:

– Есть несколько причин моего участия в одиночном пикете. Первая – это, конечно, то, что я категорически не согласна с приговором суда. Я считаю, что вина моей мамы не доказана, у нее не было мотива и личной заинтересованности. Это политическое решение! Вторая причина – я хочу, чтобы люди, причастные к данному решению, услышали: «Мы не боимся! Нас не запугать!» Третья причина – я очень надеюсь на адекватность решения Верховного суда Карелии! Я считаю, что моя мама – не опасный преступник, исправление которого возможно только с изоляцией от общества. Она образованный, порядочный и честный человек, великолепная мама и бабушка! И ей не место в камере!

Дмитрий Рыбаков, руководитель общественной организации «Ассоциация зеленых Карелии»:

– Я выхожу в одиночный пикет не только потому, что лично знаю Светлану Чечиль как порядочного и ответственного человека. Способность признавать ошибки, даже если эти ошибки случаются из-за стечения обстоятельств, а не по злому умыслу, это и есть подтверждение ответственности. Дело в том, что я не верю сегодняшней судебной системе, которая в нашей республике отличается особой избирательностью в вынесении приговоров. Такая избирательность присутствует в тех случаях, когда затрагиваются интересы, в том числе политические, сильных мира сего. Об этом уже не раз говорилось, не раз публиковались статьи на эту тему. Партия «ЯБЛОКО» выступает за Свободу и Справедливость (эти слова мы пишем с большой буквы!). А где в этой череде политически мотивированных процессов Свобода и где здесь Справедливость? Их нет, но будем надеяться, что мы, жители Карелии, их добьёмся!

Иван Гусев, главный редактор газеты «Карельская Губернiя»:

– Суды могут ошибаться. Я это знаю на собственном опыте. В свое время меня признали виновным в клевете в отношении председателя Верховного суда Карелии. Хотели строго наказать за статью, которую я написал. Однако Верховный суд России отменил приговор и закрыл дело за отсутствием состава преступления. Я выхожу в одиночный пикет, потому что хорошо знаю Светлану Чечиль. Она много лет была директором нашего издательского дома. Это порядочный, принципиальный и честный человек. Чечиль должна быть на свободе.

Анастасия Ульянова, директор ООО «Институт права»:

– Светлана Всеволодовна была моим работодателем в течение полутора лет. Я знаю ее как справедливого, законопослушного руководителя. При постановке какой-либо задачи она всегда ориентировалась на нормы законов, никогда не давала каких-то сомнительных с точки зрения закона поручений, указаний. Кроме того, к Светлане Всеволодовне я отношусь с большим уважением как к личности в силу ее интеллигентности, уравновешенности, сдержанности. Ей были предъявлены обвинения в умышленном преступлении. Я не верю в то, что у Светланы Всеволодовны был умысел преступить закон. Вынесенное ей наказание чрезмерно жестокое и очевидно несправедливое. Именно поэтому я буду участвовать в пикете.

Жанна Ведягина, жительница Петрозаводска:

– Почти всегда участвую в митингах и акциях, стараюсь привлечь своих друзей и близких. Мотив простой – очень хочется, что люди нашей страны жили достойной жизнью. То, что вытворяет наша местная власть в отношении людей, желающих жить и работать честно, не поддается никакому определению. Надеюсь, очень надеюсь, что правда и честность победят.

У Светланы удивительные дети, но дочь Анастасия из-за того, что сейчас происходит вокруг ее матери, находится под угрозой увольнения: ей уже сообщили о том, что в июле, как только ее ребенку исполнится три года, придется искать другую работу. Сын Светланы – Андрей – заканчивает обучение в интернатуре. Он никогда нас ни о чем не просил. Он выбрал профессию врача-психиатра со всеми ее трудностями и оплатой труда. И сейчас за очень скромные деньги трудится на государство. На государство, которое, как ему кажется, не удосужилось разобраться в уголовном деле его матери и посадило ее только за то, что она родственница неугодного нашему губернатору политика. Пиарщики Александра Худилайнена сейчас выпустили текст, который сопровождает его фото с внуками на руках. Но у тех людей, которых сажают с его ведома, тоже есть дети и внуки.

Одиночные пикеты – это открытая акция, к которой может присоединиться любой желающий. Сообщить о своем желании участвовать можно по телефону: 8– 953-529-05-05. Это номер дочери Светланы Чечиль – Анастасии Тимошенко.