Тема номера Посулили и забыли. Часть 2

Губерния
№32 (1055) 10.08.2016

В прошлом номере газеты мы начали вспоминать о самых громких обещаниях главы Карелии Александра Худилайнена. Вспомнили о том, как Александр Петрович обещал при формировании команды отдать предпочтение местным кадрам, как обещал привести в Карелию инвесторов, сохранить малокомплектные школы и вернуть доверие к власти. Не сложилось.

Что еще было обещано и по итогу получено?

Старшова оправдает надежды

В ноябре 2014 года, когда встал вопрос о назначении в республике уполномоченного по правам ребёнка, Александр Петрович, предлагая депутатам Законодательного Собрания Карелии утвердить на столь ответственную должность Оксану Старшову, обещал, что Оксана Николаевна оправдает надежды детей, надежды общественности, надежды жителей Карелии. Губернатор уверял, что Старшова – это «пантера», которая будет биться за права детей.

В апреле 2015 года мы впервые увидели «пантеру» в действии. Тогда решался вопрос об аресте матери двух несовершеннолетних детей – депутата Петросовета Ольги Залецкой. Оксана Старшова обещала теперь уже экс-главе города Галине Ширшиной, что будет лично ходатайствовать о том, чтобы Залецкой избрали другую меру пресечения, но по итогу даже не пришла в суд. И Ольгу Евгеньевну поместили в СИЗО. Правда, тогда уже на улицы города вышли возмущенные неоправданно жестоким решением следствия и суда жители Петрозаводска. Вскоре меру пресечения Ольге Залецкой изменили на домашний арест, а потом и вовсе на подписку о невыезде.

Оксана Старшова не отреагировала на оптимизацию учреждений образования, в результате которой оказались лишены законного права на обучение вблизи от дома дети Заонежья – из деревень их доставляют в сельскую школу по разбитым дорогам, нарушая правила подвоза, дети находятся в пути вдвое дольше положенного времени. Подвоз детей в школу из поселка Янишполе в Кондопогу вовсе не организован – в нарушение закона об образовании подвоз детей 10-11 классов школьным автобусом не осуществляется. Дети вынуждены в обе стороны добираться самостоятельно. Старшова безмолвствует.

Оксана Николаевна не поддержала общественность Пудожа, которая в мае текущего года выступила против закрытия школы №2. Не помогла омбудсмен спасти и Медвежьегорскую школу искусств от переселения в неприспособленное здание бывшего детского дома, где требуется дорогостоящий ремонт. Не встала Старшова на сторону детей, родителей и педагогов и при расформировании интерната №22, где обучались дети с тяжелыми речевыми патологиями. Родители в отчаянии: их дети, скорее всего, не смогут стать полноценными членами общества из-за дефектов речи. Зато известен случай, когда Старшова стала соучастником разлучения семьи: у матери незаконно были отняты двое несовершеннолетних детей, которые в результате получили сильную психологическую травму. Воссоединить семью помогла общественность.

А еще Оксана Старшова была одной из тех, кто в прошлом году проверял лагерь на Сямозере, где в июне произошла чудовищная трагедия. Уполномоченный по правам ребенка Карелии ознакомилась с работой лагеря и условиями, в которых проживают дети. «По итогам проверки Детского лагеря Уполномоченным по правам ребенка в целях профилактики безопасности реализации мер по обеспечению комплексной безопасности несовершеннолетних в детских палаточных лагерях, лагерях труда и отдыха, детских туристических базах было принято решение привлечь органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия для дополнительной проверки», – указано на сайте карельского правительства. Было ли что-то реально предпринято после этой проверки? Судя по всему, нет.

О беспорядках в указанном лагере уполномоченной было известно еще в 2015 году, но она не воспользовалась своими обширными полномочиями, и лагерь продолжил работу. Итог – гибель 14 детей. Зато при участии Оксаны Старшовой был закрыт лагерь «Золото Белого моря», в котором отдыхали дети из Москвы. Уполномоченная встала на строну проверяющих, работу которых Общественный совет при Минобрнауки РФ назвал «охотой на ведьм».

Оксана Старшова, как и обещал глава Карелии, «оправдала» надежды жителей Карелии. Так «оправдала», что они начали сбор подписей под петицией в адрес главы Карелии Александра Худилайнена с просьбой отправить омбудсмена в отставку.

– Мы расцениваем такое отношение к своим обязанностям омбудсмена (в чьи должностные обязанности входит защита прав и законных интересов детей в Республике Карелия) как бесчеловечное и безответственное. Такие качества несовместимы с должностью уполномоченного по правам ребёнка, – указано в петиции.

Активизация работы Корпорации развития

В апреле 2013 года, отчитываясь перед депутатами карельского парламента, глава республики Александр Худилайнен высказывал свое недовольство работой Корпорации развития Карелии, которая была создана еще прошлым губернатором Андреем Нелидовым. На тот момент, по словам Александра Худилайнена, вместо того чтобы привлекать инвестиции, корпорация «непонятно чем занималась»: в результате проверки выяснилось, что 22 миллиона корпорация потратила на собственное содержание, а еще 6 миллионов – непонятно куда. И это при том, что подобные корпорации, если они есть, должны, а главное – могут успешно работать. Например, в Калужской области такая корпорация была создана в 2005 году, и благодаря ей дотационный регион вышел на самоокупаемость. Валовый региональный продукт Калужской области увеличился в 8 раз.

В 2013 году губернатор заверил: правительство намерено активизировать работу корпорации, и через два года приступил к обещанной активизации – назначил директором корпорации депутата Законодательного Собрания Карелии Анну Позднякову, напутствовав ее словами: «Каждого инвестора нужно влюбить в Карелию!» Если взглянуть на финансовый результат деятельности ОАО «Корпорация развития Республики Карелия» за 2015 год, то придется констатировать, что добиться расположения инвесторов так и не удалось. Размер чистого убытка компании по итогам прошлого года составил около 5,2 миллиона рублей. Правда, по сравнению с предыдущим, 2014, годом он сократился на 2,5 миллиона, но и выручка корпорации в 2015 году тоже уменьшилась – в 4,7 раза!

Как следует из бухгалтерской отчетности Корпорации развития Карелии, ее управленческие расходы в прошлом году составили более 12,6 миллиона рублей. 63% из этих расходов приходятся на оплату труда и обязательное социальное страхование. Легко посчитать, в какую сумму обходятся республике восемь сотрудников компании. Кстати, если верить тому же документу, основной вид экономической деятельности корпорации – «прочее финансовое посредничество». И размер непокрытого убытка от этого «финансового посредничества» с 2013-го по 2015 год вырос с 37,6 миллиона рублей до 50,5 миллиона. Что же касается инвесторов, то, по данным Росстата, в прошлом году объем инвестиций в основной капитал составил в республике около 32,4 миллиарда рублей, а это – 90,6% от уровня 2014 года.

Но главу Карелии Александра Худилайнена эти цифры, похоже, не слишком смущают. Выступая в апреле в Законодательном Собрании Карелии с отчетом о деятельности республиканского правительства, губернатор выразил благодарность Корпорации развития за «значительную активизацию работы» с инвестиционными проектами. Худилайнена не смущало, что директор Корпорации развития Республики Карелия на тот момент уже была обвиняемой по уголовному делу. Позднякову обвиняли в мошенничестве при получении выплат, то есть хищении денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат с использованием своего служебного положения. По версии следствия, в период с 2014-го по 2015 год обвиняемая, имея право как депутат на возмещение расходов по найму жилого помещения, имея постоянное место жительство, заключила фиктивный договор найма жилого помещения с жителем города Петрозаводска, в соответствии с которым она якобы снимала квартиру за ежемесячную плату в размере 35 тысяч рублей. Кроме того, обвиняемая изготовила фиктивные расписки, в соответствии с которыми собственник квартиры якобы получал от нее указанные денежные средства. Впоследствии фиктивный договор и расписки обвиняемая предоставила в Законодательное Собрание Республики Карелия с заявлением о возмещении расходов, связанных с наймом квартиры. В результате обвиняемой были перечислены денежные средства в сумме 385 тысяч рублей.

Анна Валерьевна полностью признала свою вину, но наказания за преступления не понесла: на стадии рассмотрения дела в суде была амнистирована, и на данный момент она продолжает возглавлять корпорацию.

«Дело Поздняковой» – серьезный удар по имиджу приграничного региона, который никак не может выйти из затяжного инвестиционного спада, продолжающегося в республике на протяжении нескольких лет.

Продолжение следует...