Из жизни Пенсионерка устроила в своей питерской квартире музей и водит домой экскурсии. Она решила жить так же, как ее предки

4 129

Петербургская пенсионерка Екатерина Юхнева превратила свою квартиру в историческом здании города в настоящий музей. Главный экспонат в нем — сама Екатерина Даниловна. Дом, в котором она живет, построили в 1903 году по проекту двух молодых архитекторов. Доходный дом евангелическо-лютеранской церкви святой Анны, на Фурштатской, 9 не тронули ни война, ни время. Тогда, в начале прошлого века, одной из жительниц нового дома стала учительница Анненшуле, преподававшая в начальной школе для девочек. Девушка перебралась в столицу из Сибири, где жили ее родители. Как и положено приличной барышне, она жила с компаньонкой — пожилой вдовой.

— Учитель считался весьма уважаемым человеком, поэтому одинокому бесплатно давали двухкомнатную квартиру в 100 метров, — рассказывает Екатерина Даниловна. — Когда учитель женился, его с супругой переводили в четырехкомнатную квартиру. А когда у них появлялись дети, семью переселяли в шестикомнатную квартиру, и это был минимум. Ведь шесть комнат — это только-только, даже без будуара и бильярдной: кабинет, спальня, столовая, гостиная, детская и комната гувернантки.

В советское время началось «уплотнение», и учительница позвала к себе родственников. Вскоре она вышла замуж, уехала в Прибалтику, а родные так и остались в той квартире. За век в жилище сменилось шесть поколений семьи Юхневых. Многие — педагоги и краеведы. Здесь они даже пережили блокаду.

— Когда началась война, бабушка с девятилетней дочерью уехала к родственникам в Иркутск, а дедушка остался работать, — рассказывает Екатерина Даниловна. — Его вывезли вместе с институтом на Большую землю только в марте 1942-го. Выжил он благодаря тому, что еще осенью, до того, как обессилел, натаскал в квартиру дров из нашего дровяника. А от голодной смерти спасли засахаренные варенья: ел по две ложки каждый день.

После войны жили в тесноте да не в обиде. В двушке ютились четыре поколения семьи. В музей квартира Юхневых трансформировалась постепенно. Жилище было обставлено, как в старину, и сначала полюбоваться на это приходили лишь друзья и знакомые. Потом в гости стали проситься студенты.

— Идея, увы, не моя: во Франции, если ты живешь в историческом замке, то обязан его показывать, — отмечает хозяйка старинной квартиры. — В Амстердаме знаменитые узкие исторические домики «дежурят» по очереди, а экскурсионные группы приходят в этот день без предупреждения. Я профессионально занимаюсь доходными домами, защитила диссертацию, книжки пишу на эту тему. И мне хотелось показывать, как доходные дома выглядели изнутри. Как жили обычные горожане.

Как говорит пенсионерка, в Петербурге проблема с историческими зданиями. Туристам демонстрируют либо дворцы, либо мемориальные квартиры, либо пустые необставленные каменные коробки. А наглядно рассказывать о быте простого горожанина 19—20 веков попросту не на чем. Это и решила исправить Екатерина Даниловна.

— В мемориальных квартирах к тому же много бытовых ляпов, — добавляет Юхнева. — Когда там со студентами экскурсии проводила, обещала зачет автоматом, если находили по три принципиальных ляпа в каждой комнате. И находили.

Музеем их квартира стала осенью 2016 года. Жить решили тут же.

— Мы привыкли жить по старинному обиходу и в окружении старинных вещей, — улыбается хозяйка квартиры-музея. — Мы с дочерью здесь едим, спим, занимаемся, принимаем гостей. Эта квартира живая: есть и неисторические вещи, вроде ноутбуков, стиральных машин.

Хозяйка рассказывает, что нанятые ремонтники настоятельно рекомендовали выровнять стены, зашить световые окна, поставить стеклопакеты и купить «приличную» мебель в «Икее». Решено было сохранить и световые окна, и окна, и двери, и всю фурнитуру. В квартире два входа — парадный и для прислуги, ведущий на черную лестницу. Немного изменили кухню: в 1970-е годы пришлось отказаться от круглой печи и кухонной плиты. Сделали ее современной, как и ванную-туалет, иначе жить здесь было бы невозможно. Зато осталась печь-голландка, встроенная в капитальную стену. Печка работает и спасает хозяев во время отключения отопления. На полу — паркет семидесятых годов. На стенах — современные обои с намеком на аутентичность.

— В спальне учительницы бумажные обои притворяются шелковыми, в передней — традиционно кожаными, в гостиной — имитация деревянных панелей, а в прихожей на стенах газетные рекламы: красивые вырезки использовали вместо обоев, — объясняет Юхнева. — Мы постарались и оттенок максимально сохранить: общественные помещения чаще делали холодных цветов, личные — теплых. Мебель в квартире старинная. Такая в начале прошлого века была в каждой среднестатистической квартире. Большинство экспонатов — вещи Екатерины Даниловны и ее родных. Но есть и предметы, приобретенные специально для музея. Например, дамский ломберный столик — большая редкость, которую не увидишь ни в одной экспозиции в Петербурге.

Расстановка мебели тоже неслучайна. В личной девичьей комнате — четыре зоны: спальня с неширокой кроватью, библиотека, будуар и гардеробная, причем кровать и диван стоят по «теплой» стене, ближе к печке. Вторая комната — это гостиная, столовая и кабинет. Любопытный предмет интерьера — тумба для альбомов высотой под локоть для гостей. Перед приходом гостей хозяева решали, какие из альбомов могли их заинтересовать, и выкладывали их на крышку высокой тумбы. При этом листать альбомы, спрятанные внутри тумбы, запрещалось.

— Третья комната — маленькая комнатка вдовы-компаньонки, находится за кухней. Но, хотя во время экскурсий я играю роль вдовы-компаньонки, а дочь — девицы-учительницы, комнатами мы поменялись: все-таки хозяйка здесь я, — улыбается Екатерина Даниловна.

Свои экскурсии Екатерина Даниловна старается проводить играючи.
— Мы живем целями: если садимся вязать, то потому, что нам нужно что-то связать. А они воспринимали жизнь как процесс, — рассказывает Юхнева. — И, думаю, это разумно, ведь жизнь как цель — это прямая дорога на кладбище. Поэтому они старались украсить любой процесс: если они вышивали, то двигались изящно, вели тонкую беседу, слушали прекрасные романсы, даже игольница у них была само произведение искусства. Это важно: сам не украсишь свою жизнь — так она и пойдет некрасивая.

С уходом туристов тут ничего не меняется. Родня Екатерины Даниловны перенесла многое из прошлого века в свою современную жизнь. Суп подают в супнице. Чай, к примеру, пьют из чашек с блюдцами.

— Мы пытаемся не просто удивить, а создать привлекательный образ, чтобы люди задумались, как мы живем, — рассуждает Юхнева. — С каждым поколением что-то утрачиваем. Стираются грани между одеждой и нижним бельем. Стираются грани между мужчиной и женщиной. Но ведь унисекс как следствие глобализации и урбанизации — это не единственный вариант, государство не может диктовать, как обставить квартиру, как одеваться. Через погружение я пытаюсь показать, что-то, как жить, — это личный выбор каждого.