Истории «Женщина и ледник». Ученая более 30 лет прожила в полном одиночестве в горах. Она пережила трагедию в прошлом и приехала сюда доживать

3 181

Ученая из Литвы Аушра Ревутайте в 1982 году приехала в Казахстан, где начала работать на исследовательской станции. 32 года женщина провела в полном одиночестве среди гор, наблюдая за изменением ледника. История ученой, именем которой назвали вершину горы, стала основой документального фильма «Женщина и ледник» («Woman and The Glacier») литовского режиссера Аудрюса Стониса. Он рассказал, как прошли съемки фильма и существует ли связь между человеком и природой.

Фильм снимался три года, для него съемочная команда совершила четыре экспедиции. Стонис рассказывает, что «даже не представлял, куда едет».

— Я думал, что еду в другое место земли, а оказался на другой планете. И там все по-другому.

Этот фильм — история о цивилизации, которая вторгается в природу и не оставляет ей шансов. Режиссер хотел раскрыть перед зрителем свою героиню, но, по странному стечению обстоятельств, она так и осталась нераскрытой, как и сами горы. Стонис считает, что наивно полагать, что через тридцать лет молчания человек вдруг начнет рассказывать о своей жизни.

Фильм практически немой, даже несмотря на то, что Стонис ввел в картину рассказчика, казахского музыканта. Тот выслушал просьбу режиссера и начал молча играть на домбре.

— Когда я спросил его, почему он не поет, он ответил, что эту легенду может рассказать только так. Это старинная, тысячелетняя мелодия, она называется «Желтая». Я позволил рассказчику поведать «Желтую» лишь с помощью музыки, — рассказывает Стонис.

Фильм построен на звуках природы и домбры; только несколько раз можно услышать голос женщины — рассказ о том, как она кормила туристическую группу дерунами, и ее разговор с собакой. Казалось, героиня фильма полностью отстранена от съемочной команды и зрителя; лишь в нескольких эпизодах она позволяет себе улыбнуться.

— Она четко обозначила расстояние, на которое мы могли подойти к ней. Она не позволяла нарушать эти границы. Скажем, мы хотели снять уникальные места ледника, увидеть, как он дышит. Но одно место, которое она нам показала в самом начале, — долину кристаллов — она не позволила снимать. Для нее это оказалось святое место, — говорит Аудрюс Стонис.

Тишина гор — одно из важных составляющих фильма, и режиссеру было важным сохранить эту тишину нетронутой:

— Мы с оператором говорим друг с другом шепотом. Почему-то не хотелось ни кричать, ни говорить громко. Словно это пространство тогда может разрушиться. Фильм был отражением и моего состояния, и моих мыслей того времени. Я чувствовал, что моя героиня душевно мне очень близкий человек, но это был самый сложный фильм в моей биографии в смысле отношений с персонажем.

Режиссер уловил связь женщины и ледника — за 30 лет они словно породнились и слились:

— Сначала я подумал, что это совпадение, а потом понял, что нет: от состояния ледника зависело настроение женщины. Эту связь я уловил сразу. Но потом я заметил, что и наоборот, когда она сердилась, начиналась буря. Та буря, которую вы видите в кадре, возникла после того, как мы с ней поссорились. Тогда мне начало казаться, что и ледник отражает ее состояние.

История Аушры Ревутайте до переезда на станцию осталась для режиссера фильма загадкой. Он знает совсем немного о женщине: у нее не было семьи и родных, и когда-то она пережила какую-то трагическую историю, после которой, возможно, приняла решение переехать в горы доживать свою жизнь. Однажды она показала Стонису камень, под которым хотела бы быть похороненной.

В последнюю экспедицию снимали только горы — героиня фильма злилась из-за того, что режиссер все больше нарушал ее личную границу, и постепенно отстранялась. Кроме кадров ледника и взаимоотношений собаки и кошки героини, в фильм были включены архивные материалы из Института географии 1956—1958 годов — времени строительства станции, где осталась жить Аушра Ревутайте. Сейчас станция закрывается, на ее месте должны организовать армейский полигон.

Последний раз героиня фильма появляется в автобусе — она уезжает и, вытирая слезы, прячется от камеры. Дальнейшая судьба женщины неизвестна — возможно, она поселилась на другой станции в горах.

YouTube