Скандал Первоклассники решали на уроках задачи про маньяков и убийц. Мнения родителей разделились — одни возмущены, другие не видят «ничего такого»

3 142

В челябинской школе первоклассники решают задачки про маньяков и убийц. Мнения родителей учеников разделились. Одни возмущены выбором недетского материала для занятий, другие встали на защиту учителя — для кого-то и «Колобок» — сказка о насилии, а малыши воспринимают её совсем по-другому. «Комсомольская правда» поговорила с обеими сторонами и узнала, что на самом деле произошло в учебном заведении.

Скандал произошёл в челябинской школе № 13 на занятиях по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Предмет развивает логику и учит мыслить нестандартно. Выбор задач — за учителем. Вот некоторые из головоломок, которые решали первоклассники.

Задача на логику:

Серийный убийца похищал людей и заставлял их принимать одну из двух таблеток: первая не приносила вреда, а вторая мгновенно убивала. Оставшуюся таблетку убийца всегда принимал сам. Похищенный проглатывал выбранную таблетку, запивал водой и тут же умирал, а убийце всегда доставалась безвредная. Почему? Правильный ответ: все таблетки безвредные, а яд был в воде.

Задача на логику:

Первого сентября в школе произошло убийство. У полиции было четыре подозреваемых: садовник, преподаватель математики, охранник и директор школы. Все они рассказали, где были во время убийства. Садовник подстригал кусты. Преподаватель математики проверял контрольные. Охранник стоял в дверях. А директор был на праздничной линейке. Полиция сразу же арестовала преступника. Как его вычислили?
Ответ: убийца — математик. Потому что он не мог проверять контрольные работы в первый учебный день.

О том, что на уроках дети играют в детективов, распутывающих дела об убийствах, родители узнали от самих ребят. Мама одного из первоклассников забила тревогу, когда сын подошёл к ней с вопросом «как думаешь, кто убийца?» и загадал задачку, которую они обсуждали на уроке. Для ребёнка это была всего лишь игра, но родительница забеспокоилась и написала о произошедшем в мессенджере. Родители первоклассников принялись обсуждать головоломки об убийствах в закрытом чате класса. Мнения разделились. Одни посчитали — в этом «ничего такого», а другие, что «нельзя пугать детей такими условиями».

Директор школы № 13 Лариса Рушанина пообещала разобраться в ситуации и охарактеризовала педагога по ТРИЗ, как опытного учителя, который умеет найти подход к детям. Раньше женщина заведовала детским садом.

— Эти задачи в течение года нет-нет да приносили сами дети с комментариями: «Это круто, давайте порешаем». И вот чтобы объяснить, что это совсем не круто, пусть эту задачу лучше разберёт учитель — с морально-этической точки зрения. Эту цель учитель и преследовал. Вопрос, скорее всего, к родителям: как вообще дети заходят на эти сайты и вытаскивает такие задачи. Детективные задачи в целом разрешены, но мы же прекрасно понимаем, что учитель отбирает материал. И одно дело — про Бабу-ягу и Колобка что-то взять, а другое дело — задачи подобного уровня.

Сама учительница пояснила, что задачи про убийства не входили в школьную программу. Дети прочитали их в Сети и принесли на урок. Увидев интерес учеников, педагог решила обсудить головоломки всем классом. С преподавательницей не согласна мама одного первоклассников. Она считает, что нельзя поощрять все инициативы детей. По мнению родительницы, педагог должен тщательно фильтровать информацию, ведь семилетние дети сами не способны здраво рассуждать о её пользе.

— Ребенок с воодушевлением об этом рассказывает. Он же не может критически оценить, что такого не должно быть. Детям, естественно, это нравится, им интересно. Но я как педагог по образованию понимаю, что нельзя такое детям давать. Другие как-то спокойно отнеслись — ну, дети играли в сыщиков. Предлагали встретиться с этим учителем, пригласить инициативную группу. Но что тут обсуждать? Этого просто не должно быть по факту. А если учитель сам этого не понимает, не знаю, как до него это донести.

Женщину поддержала мама другого ребёнка. Она убеждена, что всему своё время и семилетний ребёнок психологически не готов столкнуться с насилием.

— Да, это в математическом классе у нас такие задачи решают. Считаю, детская психика не готова к такому. Странно, что допустили эти задачи. Ведь есть даже ограничения на просмотр детьми фильмов с убийствами: 12+, 16+ и т. д. А тут такое в первом классе! Мне не нравится такой подход школы к образованию детей.

Мама ученика 1 «Б» класса школы № 13 Ольга Борунова не согласна с ними. Она довольна уровнем образования в школе и работой педагога по ТРИЗу. По мнению женщины, проблема не в материале, который дают детям, а в реакции на него родителей. Для детей это прежде всего увлекательная игра в сыщиков, а для взрослых — информация о насилии. Ольга предложила здраво взглянуть на произошедшее и то, что дети ежедневно узнают из телевизора и Интернета. Она считает, что нельзя уберечь ребёнка от всего негатива, который происходит в мире. По словам женщины, шумиху подняла одна из мам. Её пригласили на встречу с педагогом, чтобы та могла объясниться, но родительница отказалась прийти.

— Я мама со стажем. Старший сын заканчивает 9 класс, младший — первый. Выбрали школу № 13 как одну из лучших в городе. Когда узнала про курс ТРИЗ в нашей школе, очень обрадовалась. Он дает жизненные и прикладные знания. К тому же у нас прекрасный преподаватель, который умеет заинтересовать детей. Любую историю можно повернуть по-своему. Для кого-то и сказка «Колобок» — это про убийство. А некоторые специалисты находят в «Анне Карениной» суицидальные мотивы. Но все же эту книгу не убирают из школьной программы.

А еще какие у нас мультфильмы, какие новости каждый день! А тут к задачке привязались. Нельзя держать ребенка под колпаком, ограждать от всей негативной информации. К тому же дети не воспринимают эти задачи, как взрослые: «Ах, убийство! Какой ужас!» Да и большинство родителей относятся к этому спокойно.

Своим мнением поделилась детский психолог с 15-летним стажем Марина Бутузова. Специалисты знают о вреде информации о насилии на детскую психику. Бутузова рассказа о том, как впечатлительный ребёнок может отреагировать на подобные задачи и привела несколько примеров из своей практики.

 — Конечно же, такие задачи могут иметь негативное влияние на детей. Во-первых, ответ про математика-убийцу очерняет образ учителя. Учитель — очень важная фигура в жизни ребенка, особенно в таком возрасте. Ребенок может забыть задачу на второй день, а образ учителя-убийцы останется в подсознании. Итог — негативное отношение к педагогам и даже страх перед школой. Ребенок может переживать это внутри себя, не сказав родителям ни слова. Но он будет подсознательно делать все возможное, чтобы не идти туда.

Есть разные типы нервной системы. Необязательно, что все дети отреагируют одинаково. Но некоторые действительно очень тревожны сами по себе и восприимчивы. Они проецируют ситуацию на себя. Сейчас я наблюдаю 8-летнего мальчика, который сходил с родителями на жестокий фильм про убийства. Он был так впечатлен, что теперь вот боремся с его страхами. Детям могут быть интересны задачки про убийства и маньяков. Но я считаю, что они для взрослых людей с уже устоявшейся психикой, а не для школьников.