Стиль жизни История москвички Кати, которая занимается возрождением рыбного колхоза. Девушка отказалась от жизни в столице и поехала в русскую глубинку

2 946

Пять лет назад Катя перебралась из мегаполиса в маленький городок Галич, где существует колхоз. Там девушка столкнулась с трудностями: маленький городок, заброшенное фермерство, безработные местные жители. Но Катя поверила в то, что у этого города есть будущее.

В 4:30 звенит будильник. Еще не рассвело. Катя встает каждое утро, чтобы отправиться на промысел с командой рыбаков. Ранним утром очень холодно и сыро, поэтому одеваться надо очень тепло, чтобы не заболеть: термобелье, водолазки, рейтузы, шерстяной свитер, утепленные штаны. Сверху спасательный жилет, а на ноги резиновые сапоги. Сборы быстрые: их хозпостройки она забирает бензобак, непромокаемый мешок с биноклем, сиденьями, резиновыми перчатками. Работа непростая: ранний подъем, холод, монотонность. Но Катя не жалуется.


Уже пять лет Катя занимается возрождением рыбного колхоза, который существует с пятидесятых годов прошлого столетия. Здания и устаревшее оборудование перешло к новым владельцам после того, как много лет ими никто не пользовался. Журналист спрашивает, что сподвигло девушку на такие действия.

— Захотела и влезла — было такое вот немотивированное желание. Вроде бы должна существовать какая-то логика, почему 26-летняя девчонка с какими-никакими перспективами в Москве занялась таким делом, но разумные аргументы тут не действуют — это глубоко личное. Понимаешь, когда у человека есть силы и он молод, ему кажется, что он справится со всеми.

— Рыбколхоз закрылся почти десять лет назад. Когда пришла сильная команда нового губернатора, местная администрация проявила инициативу — возродить рыбное хозяйство. Им, конечно, хотелось иметь на своей территории работающее предприятие: появятся рабочие места и дешевая местная рыба, увеличатся налоговые поступления в бюджет, озеро будут чистить. Ну и мы — команда единомышленников — взялись за дело. В первую очередь нужно было выиграть конкурс на право заключения договора аренды рыбопромыслового участка.

Девушка рассказывает, что было несколько обязательных критериев для претендентов: наличие рыбоперерабатывающего оборудования, отсутствие налоговых обязательств перед государством, а самое главное — это сумма, которую победитель должен заплатить в бюджет.

—  Нам было известно, что арендаторы соседнего рыбопромыслового участка, которые тоже подали заявку на конкурс, в предыдущем конкурсе ограничились ставкой в 10 тысяч рублей. Мы предложили больше 200 тысяч рублей, у нас были мощности для переработки рыбы, и мы выиграли!

В бригаде Кати работает Михалыч, крепкий мужчина за 70. Он занимается промышленным рыболовством всю жизнь. Он управляет всей командой: кому грести, кому ловить, кому тянуть, а кому чай пить. Авторитет непререкаемый. Катя рассказывает, как все начиналось:

— На тот момент у нас не было вообще ничего, кроме мертвых мощностей, ветхих лодок и ржавого оборудования. Нужно было учиться всему и сразу, искать людей для работы, учиться разбираться в рыболовстве. Мы пытались заранее понять, с кем работать, как работать, нашли прежних бригадиров, которые тут трудились. Наиболее подходящих, на наш взгляд, взяли. Сразу отсеивали всех, кто пьет и несерьезно относится к работе. Этот процесс занял почти год. Сначала были и надувательства, и обманы, сама понимаешь, есть у местных такой спортивный интерес — обмануть москвича. А я каждый день подсчитывала убытки, только недавно нам удалось выйти в ноль. Чтобы хоть какую-то быструю денежку иметь — вовремя платить налоги, зарплату, в центре города на базарной площади мы открыли магазинчик, который существует и поныне. Я сама там делала ремонт, все красила, приводила в порядок.

Катя признается, что сама не рыбак.

— Я — нет, хотя все процессы знаю на собственном опыте. Чтобы понять человека, ты должен оказаться в его шкуре. Знаешь, как Петр I — сам строил корабли с мастеровыми. Чтобы понять, насколько это сложно, где работник может обмануть, где ты можешь его проконтролировать, нужно было буквально научиться ставить сети, их проверять, ориентироваться на озере в темноте. Сейчас я знаю, как ловить, «от» и «до».
А потом переключается на тему жизни в глубинке.

— Правильно один человек сказал, краевед местный, что Галич начинался с Рыбной слободы. Это и сейчас часть города, там живут семьями, их 10−20 или 50, но все равно это семьи — клановость, родственные связи, они до сих пор есть. Почему здесь настолько быстро распространяются слухи? Как ты можешь не доверять родственнику, ты ему за столом все рассказываешь, потому что это твой тридцать пятый дедушка? И поэтому любая новость тут же становится известна всему городу. Так же и многие вопросы здесь решаются неформально, по-свойски. Продукты выдают в деревнях под роспись в долг, это нормально. Потому что зарплаты нерегулярные, маленькие. И в рыбном деле тоже — если у кого есть какие-то сложности с получением документов, к примеру, на лов, они этот вопрос решают неофициально.

Мы сначала победили в конкурсе, заплатили государству, потом отремонтировали холодильники, восстановили инфраструктуру, чтобы все заработало, наняли персонал, заплатили им зарплату, заплатили налоги, открыли магазин — и все это официально. У нас тут нет родственников. А что это значит? Это значит, что приход у тебя есть, но расход больше. А местные экономят только за счет отсутствия расходов. У него тоже расходы, но другого порядка — чтобы отблагодарить добрых людей.

Катя жалуется, что здесь недоверчиво относятся к приезжим, ты для них никогда не станешь своим.

—Если бы я не разбиралась досконально в процессе рыбодобычи зимой и летом, то мне бы туго пришлось, особенно при общении с теми, кто хочет получить от меня какие-то блага. Этакие восточные традиции задабривания здесь очень сильны, ведь за это тебе придется чем-то расплатиться.
Кому-то появление Кати и ее бригады не понравилось, так как у них на озере большой участок и они видят, как работают браконьеры.

В сетях остается много мелочи, но ее не выпускают обратно в озеро, а чистят всю сетку. Это самый доступный и действенный способ помощи озеру, так как если мелочь не вылавливать, то зимой ее будет слишком много. Погибнет и крупняк, и молодые рыбки. Катя и ее бригада продают мелочь по 20 рублей, и это очень выгодно, спрос огромен. Большинство из нее делает котлеты.

Так как подход к выбору работников у Кати серьезный, бывало, что у нее работали и православные работники. Вера — вообще отдельная тема для девушки.

— Православные работники — это вообще отдельная и неоднозначная тема. Наняла как-то людей очень верующих. Допустим, ловить рыбу надо каждый день независимо от погоды, настроения, наличия или отсутствия праздников. А у них были другие приоритеты, основанные на церковном календаре и личном опыте. Люди они благочестивые и основательные. Поэтому череда праздников однажды вывела бригадира из равновесия… Он трудоголик, у него все продумано, все до минуты рассчитано, в 8 утра выезд без задержек. И я понимаю его недовольство, потому что есть работа. Понимаешь, работа. Потом все-таки пришли к решению, что они в команде трудятся, договорились о праздниках.

— А бывают другие православные. Есть у меня один человек, вообще шикарный. У него день ангела был, а он пошел в невод и тяжело трудился, и всех угостил в свой праздник. Потом, когда уже все уехали, я его с молитвенником в кустах увидела — акафист читал своему святому! Вот это православный! Можешь молиться про себя — молись про себя, делаешь что-то — делай про себя, это ни в коем случае напоказ не должно быть.

К полудню рыбаки возвращаются с уловом рыбы домой. Двое из команды промывают невод и снасти, развешивают сушиться, чтобы все было готово к следующему выходу. Другие тут же, на деревянном причале, раскидывают рыбу по белым пластмассовым лоткам. Когда весь улов отсортирован по виду и размеру, все вместе относят лотки наверх в большой прицеп, а уже на нем везут рыбу в холодильник. В холодильном помещении рыбу взвешивают, Михалыч фиксирует все показатели в большой тетради. В этот день улов составил без малого 200 кг. У магазина уже очередь: ждут рыбаков.

— Вот еще тебе пример работы с православными. На самом деле, работать с православными очень хорошо, можно положиться. Потому что я сама православная и понимаю, что если меня продавец просит в Успение Пресвятой Богородицы не работать, а замены ей нет, я скажу: конечно, Олечка, мы не работаем в Успение Богородицы.

— Наверное, я бы полюбила не любое лесное озеро. Ведь не просто так святой пришел сюда, основал здесь монастырь и еще несколько — в окрестностях. Тут вообще много исторических событий происходило, две иконы явились — «Умиление» и Овиновской Божией Матери. Очень благодатное место. Можно верить в это или не верить… Но я здесь живу как живу, что могу — то делаю, рыбу ловлю и продаю, больше ничего хорошего, наверное, не делаю, налоги плачу с опозданием… А место здесь такое, что воды много, и простора много. Простор дает успокоение…

На самом деле на большой территории рыбколхоза Катя, которая «больше ничего хорошего не делает», для себя и друзей выращивает поле картошки, длинные, уходящие в даль грядки кабачков, капусты, огурцов. Возродила заброшенный яблоневый сад, яблоньки стоят аккуратные, каждая манит своими плодами — белые, наливные, красно-багряные. Раньше еще стадо из 20 овечек было, но времени не хватало еще и за ними следить.

— Люблю утром сети проверять. Я с собой беру плейер, включаю запись чтения Псалтири… Вода тихая, солнце встает. В такие моменты понимаешь: это идеальные условия, это больше отдых, чем работа. Слышишь звуки? Это спиннинг. Музыка сфер, как кто-то сказал. Такие ноты…

— Тут тоже есть люди. И опыт общения с ними на самом деле очень важен. Если живешь в таком отдалении от цивилизации, порой кажется, что ты безукоризненный, тебя никто не раздражает, думаешь, что ты хороший. Вот ты прочитал утром Евангелие — путеводитель получил на сегодняшний день, а потом попробуй, ступив за порог своего жилища, исполнить все, о чем читал, с первым встречным. Потому что первым встречным окажется нерадивый работник, который в 156-й раз сделал все не так, хотя я все возможные слова использовала, чтобы ему объяснить, как надо правильно. И попробуй-ка ты, сохраняя душевный покой, еще ему раз все объяснив, отойти от него с тем же самым чувством, с которым ты отошел от красного угла после молитвы.

Конечно, в Москве держаться намного сложнее. Здесь места больше, раздолья больше, легче свой ритм жизни пытаться согласовать с Евангелием. Да, у меня больше свободы действий, свободы распоряжаться своим временем. Но зато понимаешь, насколько велика и ответственность за то, как ты прожил каждую свою свободную минуту.

Автор: Маковейчук Юлия