Личность Как русская эмигрантка открыла в Лондоне свой бизнес: первое время девушка работала без зарплаты, а теперь у нее инвестиций на сотни тысяч долларов

10 360

Русская эмигрантка София Матвеева, переехавшая в Лондон, запустила в английской столице необычный стартап — приложение Style Counsel, позиционирующее себя как персональный советник по стилю. Его идея проста: пользователи загружают свои «луки» в одежде или обуви, которую они собираются купить, и получают комментарии фэшн-блогеров и профессиональных стилистов. Другие юзеры тоже могут высказать свое мнение, проголосовав за или против выбранного стиля. Сооснователем и соинвестором стартапа стала бывший руководитель «РИА Новости» и экс-вице-президент Сбербанка Светлана Миронюк, а общая сумма привлеченных инвестиций составила 170 тысяч фунтов ($ 210 тысяч). Вот что сама София Матвеева рассказала изданию Inc. о своем бизнесе.

В Великобритании Матвеева получила диплом политолога и работала в финансовом пиаре и медиа, но ее не оставляла мысль о собственном бизнесе.

 — Мой первый диплом был в political science (политологии — Inc.), и я думала: может, я буду спасать мир? А потом я решила, что буду спасать мир через бизнес, — улыбается София.

Идея Style Counsel родилась у Матвеевой в 2015 году, когда она училась на программе MBA в школе бизнеса Чикагского университета. Среди однокурсников Софии в университете Чикаго были экс-глава агентства «РИА Новости» Светлана Миронюк (она получала MBA после ухода со своего поста) и бывший региональный директор Groupon, а сейчас старший директор по работе со стратегическими партнерами Visa Александра Сороко. Позже к основательницам присоединился еще один студент MBA — британский аналитик потребительского рынка Грег Ходж, и они занялись проектом уже вчетвером.

— Я постоянно получала от подруг фотографии из примерочной: купить это платье или не купить? Надеть эту блузку на свидание или рабочее собеседование или не надеть? — рассказывает Матвеева. Оперативно ответить на вопросы подруг получалось не всегда. Зато это натолкнуло Софию на идею стартапа.

Согласно исследованию Google, 84% покупателей пользуются смартфоном в процессе шопинга — ищут в поисковиках и на различных сайтах информацию о заинтересовавших их товарах. Основатели Style Counsel увидели в этом бизнес-возможность: они решили создать приложение, которое позволит обсуждать покупки прямо в процессе шопинга и получать советы профессионалов, не выходя из примерочной (а в перспективе даст возможность заработать на этом и ретейлерам).

Но кому нужно отдельное приложение, когда фотографии из примерочной можно просто отправить подружкам по WhatsApp? Опрос знакомых женщин развеял все сомнения.

 — Выяснилось, что не подходят две вещи: качество фидбэка и то, как скоро он приходит. Сколько раз такое было: отправляешь подруге фото в платье с вопросом брать или не брать? Приходит ответ через 40 минут: «Надеюсь, ты его не купила, оно тебе ужасно не идет!» А ты уже купила, и теперь никогда его больше не наденешь, — говорит София Матвеева.

Чтобы решить эту проблему, основатели Style Counsel решили создать сообщество, в котором пользователи могли бы получать ответы от других людей практически мгновенно.

— У меня никогда не было сомнений, что это сработает. Я точно знаю, что женщины любят узнавать мнение других о том, что они носят, — говорит София Матвеева. — Хотя сначала у нас не было ни денег, ни понятия о том, как запускать стартап. Ничего, кроме огромного энтузиазма и веры в то, что мы делаем.

Денег у компании поначалу не было и работать приходилось без всякой зарплаты. Трое сооснователей, хотя формально и остались в команде Style Counsel, вышли на постоянную работу: Миронюк — в Сбербанк, Сороко — в Visa, Ходж — в консалтинговую компанию Gartner Inc. Теперь они участвовали в проекте в основном как консультанты.

— Когда все мои друзья после MBA пошли зарабатывать большие деньги в крупных компаниях, я сидела на кухне за столом из «Икеи» и писала со старого ноутбука разным людям, пытаясь привлечь инвестиции. Иногда были мысли: может, я с ума сошла, может, так не надо? — вспоминает София.

Сейчас в команде Style Counsel шесть человек, включая четверых основателей, но фулл-тайм работают лишь двое — Матвеева и выпускница университета Ноттингема Ханна Рафтер, которая выполняет роль фэшн-редактора и SMM-менеджера. Ее София нашла через Instagram и наняла на постоянную работу после стажировки, в ходе которой та раскручивала страницы Style Counsel в соцсетях. Сейчас этим занимается уже фрилансер, в обязанности которой входит также налаживание связей с блогерами. Приложение Style Counsel для iOS запустили 8 марта, и к концу месяца оно набрало около 640 активных пользователей, в основном из США и Великобритании, но есть и из России. Каждая выложенная юзером фотография с вопросом получает в среднем 60 голосов, а один пользователь ставит «лукам» около 40 «лайков» (или «дизлайков»).