Экспертиза Проводник здесь не разносит чай, а пассажиры не знают, куда они едут. Как выглядят новые вагонзаки, в которых будут перевозить российских осужденных

65 767

Этот железнодорожный вагон с виду выглядит как обычный пассажирский, и только немногие способны распознать в нем спецвагон для перевозки заключенных. В последние годы РЖД активно меняет подвижной состав советских времен: появились новые и плацкартные, и купейные вагоны. Дошла очередь и до тюрьмы на колесах. Как выглядит она изнутри, рассказала «Комсомольская правда».

Снаружи — это обычный купейный вагон, но окна в нем только с одной стороны — там, где коридор. По нему постоянно ходит дежурный и наблюдает за порядком и состоянием осужденных, которые находятся в отдельных «купе» за решеткой. Камер в вагоне два вида: малая на три и большая — на семь посадочных мест. По лимиту в вагоне может ехать 70 заключенных. Но бывает, что в большой камере едут 12 человек: двое — на верхних багажных полках, на втором ярусе — три человека, а внизу на двух полках сидят семеро. Потом меняются.

Белья в вагоне нет, причем даже матрасов. Заключенные едут без лишних удобств и не знают, куда именно их везут и по какому маршруту. Погрузка заключенных проходит на специальной территории, которая изолирована от основных помещений вокзалов и обычных пассажиров. Во время погрузки в вагон люди мелкими перебежками направляются к вагону через коридор конвойных. В случае попытки к бегству конвой имеет право открыть огонь без предупреждения. Об этом всех заключенных ставят в известность заранее.

Перед вагоном «пассажиры» садятся на корточки. Сумка с вещами — с собой можно взять до 50 кг — кладется впереди себя. Руки за головой, глаза в землю. В таком виде заключенные ждут специальную команду начать посадку. Если среди группы будет одна женщина или один несовершеннолетний, то они поедут в отдельных камерах. То же касается больных туберкулезом. Преступники, осужденные на особый режим, едут отдельно от тех, кому назначили сидеть в колониях строгого режима. Общий режим тоже отделяется от приговоренных к колонии-поселению.

Главный в вагонзаке — начальник караула. Именно он отвечает за все, что происходит в спецвагоне на всем пути следования. На стоянках выходить из вагона караульным и сопровождающим офицерам разрешено лишь в особых случаях. При этом чтобы войти обратно, необходимо нажать на неприметную кнопку возле двери и сообщить, кто и откуда хочет зайти в вагонзак.

Во время пути конвойный не должен разговаривать с заключенными. Он может лишь передавать отдельные просьбы начальнику караула, например, о необходимости медпомощи или каких-то прописанных осужденному лекарств. По ночам свет в камерах отключают, но в коридоре он горит круглосуточно. Конвойный в сопровождении помощника начальника караула может в любое время зайти в камеру и, например, простучать стены.

Курить в спецвагоне запрещено, хотя многие умудряются это делать. Но если заметят — выговор в личное дело, можно не рассчитывать на досрочное освобождение. А вот читать книги и играть в шахматы не возбраняется. Но все это нужно иметь с собой.

Туалетам в новых вагонзаках могут позавидовать многие пассажиры обычных российских купе и плацкартов. В некоторых вагонах есть даже кондиционеры. Новые вагоны оснащены несколькими камерами видеонаблюдения. Меню для заключенных здесь аскетичное: галеты, растворимые каши и супы, чай дают каждому на руки в пункте отправки. Конвой в нужное время раздает кипяток. В туалет тоже водят по часам.

Благами цивилизации могут пользоваться только проводники и личный состав караула. У них есть кухня, холодильник, микроволновая печь, спальное место с бельем и душевая кабина. Нет только телевизора. По инструкции не положено. Связь с внешним миром осуществляется по радио. В отличие от старых вагонов с коптящими плитами, в новых вполне приличная кухня.

Как говорят в ФСИН, вагонзаки нового поколения отвечают всем европейским стандартам. Проводников в спецвагоны набирают из сотрудников РЖД, которые прошли специальную проверку.