Личность «Выхожу с работы с ощущением, что побывала в бою под Аустерлицем»: уникальная женщина-кузнец о поиске себя и огромной любви к металлу

3 106

«Железная» женщина Оксана уже больше 10 лет работает с металлом. Кузнец начинала с беседок и скульптур, а сейчас хрупкая девушка создает столовые гарнитуры и светильники. Портал TUT. BY ко дню Кузнеца подготовил материал о необычной женщине с совсем не женской профессией.

Оксана Кирилюк родом из Молодечно (Беларусь). О профессии кузнеца девушка никогда не думала, в планах было поступление в мореходное училище, лингвистический университет или академию искусств. Но родители переубедили Оксану, выбрали для нее факультет международных экономических связей в Академии управления.

— В 1990-е годы профессия экономиста-международника считалась очень востребованной, но когда я с новыми знаниями пришла на завод, оказалось, что они не нужны. Я работала на трех предприятиях и поняла, что все — баста. Реалии экономики изменились, а система производства все еще была рассчитана на СССР, которого больше нет. Но принцип мышления руководства оставался прежним. И менять никто ничего не собирался.

Девушка стала думать, куда податься.

— Честно говоря, для меня занятие экономикой было мертвым и неинтересным делом. Приходить на работу, от которой не рождается никакого тёплого чувства… Зачем?! Я все-таки, в первую очередь, человек, и если я хорошо освоила профессию экономиста, это вовсе не означает, что другого пути нет. Хотелось заниматься таким делом, чтобы просыпаться с радостью от того, что сегодня ты снова пойдешь на работу.

Без сожалений девушка покинула работу и открыла собственную школу танцев в Молодечно.

— Дело пошло хорошо, на занятия приходило много людей. Я начала открывать новые филиалы и отделения в Молодечно и по району. Расширился штат преподавателей. Добавились эстрадные танцы. Через три года я и сама начала преподавать латиноамериканскую и европейскую программу. Потом работа в школе себя исчерпала. Не с точки зрения финансов, наоборот, спрос был большой, но в личном плане развиваться дальше было некуда. В танце есть четкие правила, это не творческий процесс, а состязательный.

Когда студия танцев уже проработала 8 лет, Оксана передала свое детище городскому Дворцу культуры. Два года Оксана посвятила ландшафтному дизайну, для чего окончила специальные курсы. Вот уже не первый год в продаже находятся книги по ландшафтному дизайну, автором которых является Оксана. Тем не менее, поиск себя в мире профессий продолжался.

При всем изобилии талантов и навыков, Оксана не забыла и о море, женщина получила морские права и продолжала изучать иностранные языки. Также она училась управлять самолетом и, как давно мечтала, оседлала лошадь. Приняв решение пройти курсы переподготовки, Оксана отправилась в депо. Там будущий кузнец совершенно случайно оказалась на кузнице.

 — Ни одной фальшивой ноты — сразу поняла, что это мое. Я не знаю, почему так вышло, но как только я вдохнула запах мастерской, внутри что-то всколыхнулось. Во всем, чем я занималась до этого, чуть-чуть чего-то не хватало. А в кузнице все совпало, как будто всегда было моим: и желание быть со стихиями, и возможность работать с железом, и передавать через него свои ощущения, реализовывать себя как художника. Это не объяснить словами… Просто колоссальное удовольствие.

В свои 30 лет Оксана не испугалась и приняла решение освоить новую профессию.

— Люди боятся менять профессии из-за страха и лени — это два главных врага человека на пути к счастью и радости жизни, а всего-то — протяни руку. Эдисон когда-то очень метко сказал: «Люди часто упускают возможность, потому что она одета в комбинезон и с виду похожа на работу». К сожалению, инертность сегодня — приоритет человеческой активности.

Оксана стала посещать различные мастер-классы и ездить в кузницу.

— Мне давали в руки молоток и какую-то железку — ну, постучи. Это была промышленная кузница, художественной ковкой в ней не занимались. Сначала я просто наблюдала за работой, потом искала информацию, много читала. Понимала, что мастерству кузнеца просто так не научишься, нужно все осваивать на практике. Тут мне пригодилось образование сварщика, я довольно быстро начала чувствовать, как работать с металлом, куда нужно ударить, чтобы линия пошла так, как мне нужно. Пришло чувство железа.

Когда кузница, где работа женщина закрылась, у Оксаны появилась идея открыть свою.

— Я начала искать помещение, сейчас работаю в третьей мастерской, но это уже мое пространство. Думаю, лучше не придумать. У меня прозрачные стены, и здесь очень светло. Лошади постоянно топчутся рядом, тут камни, там цветы — здорово. Хочется работать, хочется сюда приходить и создавать новое.

По словам мастера, огромной силы кузнецу уже не нужно, так было раньше. Скоро у Оксаны появится пневматический молот, который сделает работу еще легче.

— Самый тяжелый предмет, который мне приходится поднимать, — это вовсе не кувалда, а баллон с кислородом — 90 килограммов, и этот вес поднять тяжело всем — и мужчинам, и женщинам. Но есть такая наука — физика, которая объясняет, как можно облегчить транспортировку тяжелых вещей. Помощь мне нужна только на этапе монтажа изделия, тогда я вызываю бригаду. В самой кузнице, бывает, привлекаю маму, когда придуманных приспособлений уже не хватает и нужна вторая пара рук или глаз. Это актуально при изготовлении предметов мебели.

Условия труда у Оксаны вредные, она признается:

— Ты постоянно работаешь с огнем, а это очень сильно сушит кожу. Если я режу металл, вся пыль и смолы летят в легкие. Не надел маску — конец. Первые годы работы я про это не знала, поэтому у меня были проблемы с легкими. Нужно носить наушники, а я почти 10 лет работала без них. Информацию о том, что их необходимо надевать, нашла уже только когда стал садиться слух: на кузнице постоянный рёв болгарки, звон железа на наковальне, громкое пыхтение и грохот работающего пневматического молота. Часто выхожу с работы с ощущением, что побывала в бою под Аустерлицем: вокруг шум машин, гудение заводов — а кажется, что попал в тишину.

Молоток дает нагрузку на локти и плечи, в этом есть некоторая сложность.

— Они часто побаливают. В принципе, кузнец из-за вредности профессии может пойти на пенсию после 11 лет работы на предприятии, но так как я работаю для себя, то не брошу свое дело, пока есть силы. Это осознанный выбор, и я бы этим занималась, даже если бы было еще тяжелей. Ведь с каждым годом работа становится все интереснее и интереснее.

 — Основной миф о профессии, — говорит Оксана, — это то, что быть кузнецом — романтично. Мне часто пишут сообщения в социальных сетях и просятся в ученики. Очень много женщин хотят учиться, но я им объясняю: по телевизору вы видели не работу кузнеца, вам показали созданный образ. И если вы видели, что кузнец работает не напрягаясь, то он работает уже 20-й год, поэтому кажется, что легко.

По мнению Оксаны, будущий кузнец должен много времени уделить самообразованию, причем в самых разных сферах:

— Ты должен выучиться на электрогазосварщика, чтобы был допуск к оборудованию, на кузнеца на молотах и прессах, на кузнеца ручной ковки. У меня по всем этим специальностям разряды. Нужно будет еще ходить на рисование, если вы не умеете. Само понятие художественной ковки напрямую связано с хотя бы минимальным художественным образованием. Без этого вы будете обречены повторять чужие поделки или, что еще хуже, чужие стилистические ошибки.

Сменив множество профессий, Оксана все-таки нашла себя.

— Я думаю, если женщина себя профессионально реализовывает, она по-другому смотрит на мир. Она обретает не только экономическую свободу, но и счастье быть собой. Кроме того, экономическая зависимость — это очень серьезный фактор для процветания насилия в семье. Часто приходится наблюдать со стороны грустные истории, когда человеку давно пора сделать правильный выбор, но встает вопрос «а как я дальше?» Так открой свое дело.