Скандал «Мы милосердие кому только можно оказываем». Церковь выселила из дома 87-летнюю старушку. Священники уверены, что здание принадлежит храму

37 872

В деревне Жаборы Псковской области местный храм Покрова Пресвятой Богородицы выселяет из дома труженицу тыла 87-летнюю Валентину Матюнькину, которая прожила там 19 лет.

Как рассказывает «АиФ», история началась с того, что тот самый дом, который оказался в собственности других людей, был бесхозным — помещение нашли прихожанки, вместе со священником Софронием благоустроили его и стали там жить.

Отец Софроний построил для прихожанок небольшой храм в Жаборах, стал их навещать, помогать по хозяйству. Тогда в том помещении, где жили прихожанки, не было ничего, оно не отапливалось — и только в 2010 году оно превратилось в настоящий жилой дом.

Вместе с проживающими в том доме отец Софроний отправлял запросы в Министерство культуры, в администрацию района, чтобы узнать, есть ли официальный собственник у этого здания. Везде они получали ответ, что здание на балансе нигде не числилось.

Однако в 2010 году к ним постучались настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы отец Сергий и монахиня Михаила (в миру — Римма Бутакова), которые заявили, что дом принадлежит храму. Они предъявили приказ от 1991 года, в котором написано, что это здание, в котором живут прихожанки, является конюшней и было безвозмездно передано Покровскому собору «для организации благотворительных целей».

Отец Софроний уверен в том, что этот документ поддельный — власти его не раз уверяли, что строение бесхозное:

— Во-первых, как дом может быть конюшней, если там не предусмотрены стойла, помещение маленькое, а потолки низкие, в нем бы лошади точно не поместились. Во-вторых, Римма Михайловна ссылалась на то, что эта конюшня переоборудована. Перепланировка якобы была заверена некой Ириной Кондратенко. Но на тот момент в районной Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора, которая подтверждала перепланировку, она не работала.

Однако отец Сергий был настроен решительно: он отправился в Псковский Арбитражный суд, где доказал подлинность документа. Отец Софроний поспешил подать апелляцию в Вологодский арбитражный суд — решение было аннулировано.

В 2014 году борьба за дом возобновилась — приходу храма Покрова Пресвятой Богородицы удалось оформить право собственности на него. В здание нагрянула Римма Бутакова с участковыми и потребовала отдать ключи, на что отец Софроний ответил, что отдаст ключи только судебным приставам.

— Нам ничего чужого не надо, если бы мы видели, что приход храма действительно нуждается в жилье, мы бы и минуты здесь не задержались, отдали ключи и переехали на другое место. Но тут речь о личной выгоде. Самое тяжелое для меня в этой ситуации, что мы все — христиане, но почему тогда поступают не по божьему закону? Мне больно и стыдно, — говорит отец Софроний.

В конце 2017 года приход снова обратился в суд и потребовал выселить прихожанок из дома. Сейчас там находится шесть женщин, среди них одна лежачая. Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы знал только о двух жильцах, которых и указал в заявлении. Суд удовлетворил иск, однако лежачую бабушку оставили в доме.

По факту сейчас официально судятся с 87-летней Валентиной Матюнькиной, но другие пенсионерки, к которым иск еще не предъявляли, тоже боятся подобной участи — оказаться на улице. Пока Валентина была в отъезде в декабре прошлого года, ее вещи выкинули во двор, поменяли двери и установили сигнализацию. Вернувшись, женщина испытала настоящий шок.

— С монахиней разговаривать невозможно, она такая дерзкая, даже не слушает никого, не слышит. Что теперь делать? Что? — плачет Валентина.

Договориться с Бутаковой она не может — они виделись всего один раз, но диалога не получилось. Сейчас отец Софроний забрал Валентину Матюнькину в мужской монастырь Псковской области. Священник намерен обратиться в суд — на сайт врио губернатора Псковской области он отправил обращение с просьбой разобраться в ситуации. На днях ему позвонили и сообщили, что делом займутся.

Замешанный в этом запутанном деле отец Сергий уверен, что дом должен принадлежать церкви.

— Пожилым людям этот дом не нужен. Зачем он им в собственности? Этот дом отдан церкви для благотворительных целей. Почему церковь должна разбазаривать то, что по крупицам собирала сама? Этим домом пользуется не пойми кто. Это рейдерский захват. Бабушек вообще позвали непонятно откуда. Одну бабушку притащили из Петербурга и сунули в Жаборы. Мне сейчас говорят о милосердии, мол, пожалейте старушек, но мы милосердие кому только можно оказываем. Но почему не хотят признавать решение суда, если это все официально в регпалате оформлено? Зачем сейчас оспаривать это, ведь юристы и суды не просто так такое решение приняли? Тем более, было предложено им мировое соглашение — признавайте нас хозяевами, позволяйте входить в дом, а мы позволим вам здесь жить. Но они отказались.

Также он объяснил, почему вещи пенсионерок оказались на улице:

— Мы могли по-другому поступить, как нам кое-кто советовал. Пригнать грузовик, загрузить все и увезти. Но все было в пакеты запаковано и аккуратно вынесено. И вообще, это было не имущество пенсионерок. Это сейчас все так преподносится.

Как стало известно, другой персонаж истории, монахиня Михаила, ранее была настоятельницей Покровского женского монастыря РПЦ в Казахстане, но в 2001 году ее лишили сана после обвинения в ограблении монастыря, продажу скита и присвоение 150 000 тенге (около 25 тысяч рублей).

Также Уральская епархия написала заявление в УВД на бывшую настоятельницу, поэтому женщина уехала, испугавшись наказания.