Экономика Битва за могильные деньги

Денис ВАГАНОВ
№20 (467) 11.05.2005

Непобедимая и легендарная. Неисчерпаемый кладезь анекдотов и скандалов. Гордость наша и наше недоумение — родная Российская армия. Баснословные суммы на содержание и нищие офицеры и солдаты. Перечень можно продолжать...

Одна из расходных статей армии — "похоронные деньги". Те, что предназначены для достойного захоронения умерших и погибших военнослужащих, участников войны, ветеранов службы и боевых действий. Нормы расхода на ритуальные услуги для Министерства обороны неизмеримо выше, чем для гражданского населения. Вот тут-то и всплывает в голове парафраз известной песни: "От тайги до британский морей Красная армия всех... хитрей". А вот почему.

"Похоронные деньги" стабильно выделяются из федерального бюджета уже более десяти лет. Схема гуманная и простая: обратился человек в местный военкомат, предоставил требуемые документы — и его родственник нашел достойное упокоение в родной земле. Государство потратило 8-12 тысяч. Комиссариат их провел и оплатил установку памятника предприятию-подрядчику. Все довольны. Кроме Министерства обороны...

22 марта 2002 года министерством проводился конкурс на размещение заказов на рынке похоронных услуг. Конкурс открытый. Однако право на заключение договора министр обороны предоставил исключительно начальнику Генштаба. Что тут скажешь... Ритуальные услуги — воистину штука стратегическая. Тем более когда у Российской армии есть свой отдельный могильщик. Разумеется, конкурс выиграло ЗАО "Военно-мемориальная компания" (ВМК).

История вопроса

Военно-мемориальная компания (ВМК) была создана в Москве семь лет назад усилиями группы "Военно-страховая компания" и ряда "частных лиц". Если, конечно, таковыми можно считать офицеров, служивших в центральном аппарате Министерства обороны. Сфера деятельности понятна — увековечивание памяти защитников Отечества на средства этого самого Отечества. Масштаб всероссийский. За спиной — вся армия!

Братья по оружию не подвели: все проблемы компании были решены одним махом — директивой тогдашнего министра обороны Игоря Сергеева. Нужно ли объяснять, что такое распоряжение министра для любого военного? Прямо при военкоматах начали организовывать военно-мемориальные филиалы. Проводился соответствующий инструктаж сотрудников социальных отделов. Похоронно-правовой беспредел креп пару лет. Пока в корректности приказов не усомнилась Главная военная прокуратура. После проверки прокурорам военных округов было приказано "обеспечить меры прокурорского реагирования на... предписания приоритетного взаимодействия с филиалами ВМК".

И снова заброшен невод...

Они нам запрет, а мы им договор! О сотрудничестве. Конечно, без конкурсов и без тендеров. Опять же с эксклюзивной изюминкой в виде предписания о приоритетах ВМК. И это сразу после прокурорской проверки!

Российское Министерство по антимонопольной политике отреагировало мгновенно и затеяло разбирательство, напомнив военным о необходимости возмещения расходов на ритуальные услуги ВСЕМ организациям, в которые обращаются граждане (а не только ВМК). Попутно было разъяснено, что закон ГАРАНТИРУЕТ заказчику возможность выбора предприятия для выполнения "похоронного заказа", а военкомы не вправе навязывать людям услуги той или иной компании. Генштаб пообещал провести разъяснительную работу в военных округах...

Вот тогда-то Министерство обороны и вынуждено было объявить среди ритуальных компаний настоящий конкурс на госзаказ. И хотя формально конкурсная комиссия рассмотрела около двух десятков заявок, победитель, по мнению конкурентов, был известен с самого начала.

Дан приказ ему: "Нахапать!"

Свежая волна директив, естественно, докатилась и до Карелии. Республиканский военком Игорь Коснов реагировал на приказы по-военному — что поделаешь, служба. В сентябре прошлого года по всем районным комиссариатам были разосланы депеши. Согласно им в республике наступил "новый порядок". В этих документах — цитируем типовой приказ для райвоенкомата — ВМК деликатно именуется "организацией, осуществляющей, в соответствии с заключенным с Минобороны договором, изготовление и установку памятников...". Все военные "похоронные деньги" и заказы, соответственно, переходят к ней.

Конкурентам же компании Коснов отправил совсем другие послания. В них бизнесменам сообщалось о том, что договоры перестают действовать и положенные по закону компенсации расходов они больше не получат. Почему? Как получилось, что одним росчерком пера военного чиновника жители республики лишились законного (!) права выбирать: где покупать памятники своим близким? А если у Карельского филиала ВМК они хуже, чем в других местах? Ведь несколько лет назад в Медвежьегорском районе уже были зафиксированы факты реализации некачественных надгробий — их буквально штамповали, смешивая клей и каменную пыль. Эдак, став монополистом и плотно сев на государственные деньги, ВМК спокойно и законно поставит на могилу бетонный кубик, покрашенный краской. А в Министерстве обороны загодя изобретут для этого нужный стандарт.

Заручившись поддержкой столицы, карельский военный бизнес развернулся во всю ширь. Военкомы городов и районов постоянно отчитываются перед республиканским о количестве заказов для местного филиала ВМК (он, вероятно, отчитывается выше?). В районных газетах даны объявления о приостановке работы с другими ритуальными фирмами. За чей счет — не понятно... Есть факты невыдачи документов людям, желающим все же выбрать памятник не в ВМК. Обычно подобное слияние бизнеса с госструктурой именуют коррупцией, но мы от столь громких ярлыков воздержимся.

Чья же возьмет?

Задетые за живое и лишенные заказчиков ритуальные компании республики уже на протяжении нескольких месяцев бьют в набат. В курсе и губернатор, и федеральный инспектор, и военный прокурор Петрозаводского гарнизона, и Совет ветеранов войн и военной службы, и Генштаб ВС РФ. Управление антимонопольной службы РК со своей стороны тоже пытается участвовать. Правда, ведет себя несколько пассивно — ведь во многих регионах подобные проблемы уже решены. Приморский край, Воронежская, Томская, Ростовская, Пермская, Кировская области, Республика Марий Эл и другие на сегодняшний день в судах восстановили конкурентность рынка ритуальных услуг. В Карелии ждут решения столичного арбитража до сих пор. И хотя, скорее всего, оно будет вынесено не в пользу ВМК, существующие в стране прецеденты обнадеживают — жители республики, ветераны и их семьи, к сожалению, нуждаются в качественном ритуальном обслуживании здесь и сейчас. Качество же может обеспечить только здоровая конкуренция, не имеющая ничего общего с военным произволом. Чья же возьмет?