Общество Творческие муки бизнеса

Губерния
№31 (478) 27.07.2005

Представьте, вы нашли чемодан денег и решили открыть собственную фирму. Кроме проблем с лицензиями и помещением, вас ждет еще одна — творческая проблема: как назвать свою контору. Ведь известно, как кораблик назовешь, так он и поплывет... А хотите узнать, как избавляются от творческих мук петрозаводские предприниматели?

Бесконечная фантазия

Фантазию бизнесменов и бизнеследи никто не ограничивает.

— Пока еще на существует реестра названий, — сообщили нам в отделе регистрации налоговой инспекции по г. Петрозаводску. — Предприниматель сам выбирает название. И мы не можем ограничить его выбор.

Хотите назвать магазин "Брак, да и только!" — пожалуйста. Хотите, чтобы весь город знал ваше имя — ради бога. Хотите поумничать и предложить покупателям ребус в качестве названия — ваше право. А если вам спать не дает удачное название вашего конкурента, за плагиат вас тоже никто "бить" не будет. Странно, конечно, если в одном районе откроются две парикмахерские, скажем, с названием "Констанция". Но не противозаконно. В телефонном справочнике на Онего мы нашли 18 магазинов с названием "Автозапчасти". Четко и понятно.

— Главное в таком случае, чтобы не было несоответствия между содержанием и названием, — комментирует ситуацию Светлана Орлова, начальник Управления торговли, общественного питания и бытового обслуживания Петрозаводска. — Если магазин назван "Продукты", то главным товаром там должны быть продукты питания. Если "Автозапчасти", то запчасти для автомобилей. Что касается одинаковых названий, это свойственно и для сетевых магазинов. Вы прекрасно знаете сети "Сампо", "Ленторг", "Лотос"... Не так давно у нас появились представители крупных российских сетей — "Сигма" и "Мега". Возможно, скоро в Петрозаводск придет "Лента".

А вообще, сегодня наши предприниматели уже понимают, что название магазина, его вывеска — та же реклама. И поэтому многие основательно подходят к выбору и того и другого. Название — это самостоятельный выбор, а вот вывеску обязательно должны одобрить главный художник Петрозаводска и главный архитектор.

О Кузьмиче, дяде Федоре и доброй пастушке

До каких только названий не додумываются наши предприниматели! Причем, если спросишь их, откуда взялось имечко, не теряются, аргументируют.

— Наш магазин называется "Клево", — говорит Александр. — Мы его открыли вдвоем с с братом. От избитых названий типа "Все для рыбалки" отказались сразу. Хотели назвать "Клево у Левина", но как-то нескромно выходило. Назвали просто "Клево". Потом узнали, что в Питере есть магазин — "Клевое место". Они тоже продают все для рыбалки и охоты.

— Название для нашего магазина — "Бастет" — придумано очень давно. Бастет — это древнеегипетская богиня радости и любви. Она всегда изображалась женщиной с головой кошки, ее всегда считали хранительницей домашнего очага. Наши товары тоже помогают сохранить тепло домашнего очага. Правда?

— Перед тем как открыть нашу парикмахерскую, мы неделю провели в библиотеке, — рассказывает директор парикмахерской "Арлета". – И наконец выбрали! Была на Кавказе такая пастушка — Арлета, которая очень любила своих овечек и без конца ухаживала за их шерсткой, гладила и чесала их. Теперь "Арлета" — это наша парикмахерская.

— В нашей "Пещере" есть динозаврики и сталактиты, — объясняет администратор сауны "Пещера". — А вообще, у тех, кто хоть раз у нас побывал, не возникает вопросов о названии. Вы, видимо, у нас не были?

— Когда мы открывались почти 16 лет назад, в моде были молодежные центры, — вспоминает историю директор учебного центра "Оракул" Александр Громов. — Никаких названий у них не было. А теперь представьте: завтра утром вы регистрируете свою фирму, а сегодня в 6 вечера узнаете, что у нее должно быть фирменное название. Мы думали до 5 утра. Придумали "Оракул". Мы как настоящий оракул готовы предсказать будущее.

— Алло, "Каретный двор?" А можно заказать карету? — на эти шутки сотрудники такси "Каретный двор" уже почти не реагируют. Серьезно спрашивают: "Ваш адрес?" Почему "Каретный двор"? Но ведь просто "такси" скучно!

— Фирма "Эдвин плюс" — это удачное предприятие. В смысле название образовано от английского слова, которое переводится как "удачное предприятие". Можно и по-другому расшифровать: ЭДВИН — Эксклюзивные Двери Вам. Индивидуально и Надежно.

— Почему "У Кузьмича"? Потому что все в нашем кафе связано с охотой: стены украшены муляжами птиц и зверей, в меню есть... Хотя, что я вам рассказываю, — "улыбается по телефону" администратор, — приходите, сами увидите. Кто придумал? Генеральный. Смотрел ли он "Особенности национальной охоты"? Конечно!

— Мы всей семьей любим мультик про Простоквашино, — делится личным директор магазина стройматериалов "У дяди Федора". — Поэтому и магазин так назвали. Ведь дядя Федор какой? Хозяйственный, добрый. Вот и в нашем магазине все так, по-хозяйственному и по-доброму. А еще у нас в магазине работал свой замечательный дядя Федор. Настоящий!

Продолжать? А зачем? В управлении торговли нам пообещали, что поток подобной пищи для ума не иссякнет. Только в прошлом году открылись 65 новых магазинов и фирм в сфере услуг. Ответьте, к примеру, на вопрос, почему магазины бытовой техники называются "Армас", а кафе "Амида"? Слабо?