Криминал Посадите меня, пожалуйста!

Илона РАДКЕВИЧ
№30 (530) 19.07.2006

Поначалу это было ничем не примечательное уголовное дело. Молодой человек, ранее уже судимый, ограбил на улице женщину. Его поймали и отдали под суд. Однако, когда началось судебное разбирательство, в деле начали всплывать шокирующие факты.

Нашли, за что посадить

Уголовное дело против Сергея Манина (назовем его так.– прим. авт.) сотрудники Зарецкого отдела милиции возбудили в январе. Молодой человек признался, что однажды ограбил женщину. Он написал явку с повинной, а потом и заявление в суд с просьбой рассмотреть его дело в особом порядке. Это значило, что суд не будет разбирать доказательства его вины, а просто вынесет приговор. Казалось, сотрудников Зарецкого отдела милиции можно было поздравить с раскрытием очередного "глухаря". Но вскоре их ожидал неприятный сюрприз.

На первом же судебном заседании Сергей заявил, что не совершал преступления. В этом поступке не было ничего удивительного. Преступники довольно часто меняют в суде свои показания в надежде избежать обвинительного приговора. И суд наверняка бы счел его заявление элементарной попыткой уйти от наказания, если бы не одна существенная деталь. Сергей утверждал, что и во время предварительного следствия он давал показания, в которых отрицал свою вину. Но в уголовном деле документов, свидетельствующих об этом, не нашлось. По словам подсудимого получалось, что сотрудники милиции сфальсифицировали дело.

Судья несколько раз предупреждал молодого человека о серьезности его обвинений и ответственности за них. Однако Сергей стоял на своем.

Сам пришел

Подсудимый рассказал суду практически невероятную историю о том, как стал подозреваемым в преступлении. Оказывается, январским вечером он сам пришел в Зарецкий отдел милиции и попросил его за что-нибудь посадить. Говорит, были проблемы в личной жизни да и пил очень долго. Стражи порядка не долго думая начали подыскивать ему преступление. А на время поиска посадили парня в камеру за появление в нетрезвом виде в Зарецком отделе милиции. Вскоре нашелся нераскрытый грабеж. Однако к тому моменту Сергей успел одуматься и отказался брать на себя чужое преступление. Признательные же показания, по его словам, результат "хорошей" работы стражей порядка. Сергей рассказал суду, что сотрудники милиции поили его водкой прямо в отделе. Кроме того, в это время у молодого человека умерла мама, и за возможность съездить к ней на могилу он подписал какие-то бумаги.

Судебное разбирательство длилось почти четыре месяца. Показания свидетелей и сотрудников Зарецкого отдела милиции были сбивчивы, непоследовательны. Судья, естественно, обратил на это внимание. Тем более что рассказ Манина о распитии спиртных напитков вместе с оперативниками начал находить свое подтверждение. Например, выяснилось: в один из дней в СИЗО со следственных действий подсудимый вернулся "выпившим".

Также стало известно, что поверка показаний Сергея Манина на месте преступления вообще была проведена с грубыми нарушениями закона. Подтвердились и слова подсудимого о том, что изначально в уголовном деле были бумаги, где он не признавал себя виновным. Помощник прокурора Петрозаводска видел их своими глазами, когда изучал дело.

Отказался обвинять

Самым неожиданным аккордом разбирательства стало выступление государственного обвинителя.

— Я отказываюсь от обвинения, — сказал Артур Климук. – Те безобразия, которые установлены, позволяют гособвинителю это сделать. Время, потраченное на судебное разбирательство, пропавшим я не считаю. Оно было сориентировано на то, чтобы установить истину. Показания свидетелей сбивчивы, протокол сфальсифицирован, дело сфабриковано. Я не могу и не должен в таких условиях поддерживать обвинение.

Примерно четыре года лишения свободы мог схлопотать Сергей Манин, если бы суду не удалось докопаться до истины. А вместо этого судья вынес постановление: "Обратить внимание министра внутренних дел Республики Карелия и прокурора Республики Карелия на допущенные грубые нарушения закона в ходе расследования уголовного дела".

Государственный обвинитель ходатайствовал перед прокурором города о возбуждении уголовного дела для проверки всех выявленных преступлений.

— Тех, кто эти безобразия допустил, нужно привлечь к ответственности, — говорит Артур Климук. — Следователь, у которого находилось в производстве дело, должен был законным путем проводить следственные действия, а не подтасовывать ничего.

Ожидал ли Манин такого результата? Навряд ли.

— Спасибо нашему суду, что разобрались, хоть и долго, — с улыбкой произнес он.

Когда Сергея уводили, один конвоир шепнул другому: "Сколько лет работаю, первый раз такое вижу". Судья Дмитрий Хромых сказал, что считает принятое решение справедливым, и тоже признался: с подобной ситуацией в своей практике столкнулся впервые.

— Хорошо, что такая редкость есть, — говорит Артур Климук. — Это доказывает, что прокурор не просто присутствует в судебном заседании, а расследует законность привлечения человека к уголовной ответственности.

Навесить все на одного

Что же касается Манина, то из-под стражи его все равно не освободили. Пока шло разбирательство по грабежу, ему отменили условно-досрочное освобождение по другому преступлению. Он пренебрег элементарными в таких случаях правилами: на работу не устроился, отмечаться не ходил, выходил на улицу с десяти вечера до шести утра и периодически попадался пьяным в общественных местах.

Сергей Манин уже не раз преступал закон, однако даже этот факт не давал права сотрудникам Зарецкого отдела милиции вешать на него преступление, к которому подсудимый не имел ровным счетом никакого отношения.