Общество Нарушители на озере

Ксения Сорокина
№30 (530) 19.07.2006

Недавно в редакцию "Карельской Губернiи" позвонил возмущенный пенсионер:

— Пятнадцать лет пользовался лодкой и никакой беды не знал! А вчера выехал, как обычно, сетки проверить, так оштрафовали на полторы тысячи рублей! Говорят, нет прав на вождение моторной лодки. Что это за выдумка такая?

Поскольку звонок был не единственный, мы обратились к Сергею Ивашову, главному специалисту отдела Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС) Управления МЧС России по РК, и Евгению Федотову, заместителю начальника ГИМС.

— Права на моторную лодку были всегда! — заверяет Сергей Иванович. — Просто раньше их наличие или отсутствие не так строго контролировали. Если в Петрозаводске дела обстояли более или менее нормально, то в отдаленных поселках и деревнях за этим вообще никто не следил. А сейчас следить будут, поскольку инспекторов стало больше, у них появился дополнительный транспорт.

Только с начала года за разные нарушения, большую часть которых составляют именно нарушения, связанные с отсутствием прав на вождение моторной лодки, были задержаны 143 человека. Кстати, штраф за вождение без прав довольно приличный — от 1000 до 1500 рублей. Так что, даже если вы управляете своей моторкой лет двадцать, получить права все равно придется.

Обучение ведется в специальных центрах, которые есть в каждом более или менее крупном карельском городе. В Петрозаводске это Карельский кадетский корпус и ОСТО, в Кондопоге — Автошкола, в Сортавале — Клуб юных моряков. Стоимость курсов зависит от того, в каком городе они проводятся. В Петрозаводске обучение вождению на лодке стоит порядка 3000-3500 рублей. Идти на курсы имеет смысл только с 18 лет, до этого возраста управлять моторкой запрещается. Если ваше озеро лесное, то достаточно пройти 45-часовой курс. Если же вы намерены плавать на лодке в озере, где есть суда и корабли, обучение продлится около полутора месяцев, а для Белого моря – еще дольше. Если владелец лодки живет в очень отдаленной от города деревне и курсы посещать никак не может, ему устроят собеседование и выдадут права.

Но получение прав — это далеко не последняя головная боль, с которой сталкиваются владельцы лодок.

— По идее в каждом магазине должна висеть памятка для того, кто покупает лодку. В ней четко указано, какие документы нужно получить и какими налогами облагается лодка, — говорит Евгений Федотов. — Но продавцам просто невыгодно вывешивать правила. Прежде всего любую лодку нужно зарегистрировать, чтобы потом уплачивать за нее налог. И надувная лодка — не выход, она тоже подвергается регистрации, если ее грузоподъемность больше 225 килограммов. Гребные лодки регистрируются, если их грузоподъемность больше ста килограммов.

И не забудьте про налог на мотор. Мотор мощностью до

5 лошадиных сил налогом не облагается, больше 5 — начинаем платить по 10 рублей с каждой лошадиной силы в год. Если мощность превышает

100 лошадиных сил, то платим уже 70 рублей с лошадиной силы в год. Сумма набегает очень порядочная, и некоторые выкладывают по 7000 рублей за мотор, которым пользуются всего 3-4 месяца в году. Будем надеяться, что в скором времени появятся новые правила, по которым налог необходимо будет платить только в летнее время.

И последнее: лодка должна проходить еще и ежегодное техническое освидетельствование, причем каждый год до начала эксплуатации, даже если она новая!

— Вы действительно верите в то, что люди исполняют все эти правила? — поинтересовались мы у специалистов ГИМС.

— В районах, конечно, сложнее, но в Петрозаводске мы строго следим за соблюдением всех правил. Сейчас потихоньку начинаем добираться и до мелких деревень. Конечно, в этом мало приятного. Некоторые старики всю жизнь на лодках проездили без регистрации и без прав. Сейчас на них начинают "наезжать", они не понимают, за что. Тем более что деньги идут в Дорожный фонд – это странно выглядит со стороны. Но таковы порядки...