Общество "Этой страной управляю я!"

Ксения Сорокина
№35 (535) 23.08.2006

Юрий Мороз достаточно хорошо известен в Карелии. Он приехал к нам из Волгограда в конце 90-х годов, открыл в Интернете курсы Школы своего дела (ШСД) и стал учить, как создать свое дело с нуля без начального капитала.

В последний раз Юрий Мороз официально появлялся перед карельскими журналистами в связи с выходом его новой книги. Тогда повод для встречи был приятным. Чего не скажешь о пресс-конференции, состоявшейся в минувшую пятницу в петрозаводской гостинице "Карелия". В течение недели на Мороза обрушилось сразу несколько серьезных обвинений. Так, некая группа под названием "АнтиШСД" при помощи популярного он-лайн-издания Газета.Ру высказала предположение, что курсы ШСД не полезны – якобы ученики отказываются от семьи, родных, друзей и близких, бросают работу и уезжают жить в деревню к "учителю". И вообще, дескать, не школа это вовсе, а секта.

Чуть позже стало известно о смерти петербурженки Юлии Кряковой, одной из учениц Юрия Мороза. Поговаривают, что она умерла на шестидесятом дне добровольного "очистительного" голодания.

Поначалу Мороз отказался как-либо комментировать смерть женщины, однако потом, вероятно, чтобы избежать лишних слухов и домыслов, решил собрать пресс-конференцию и ответить на все накопившиеся вопросы.

Из Африки и с бодуна

К журналистам Юрий Леонидович вышел с опозданием. Выглядел он устало и слегка помято – у рубашки был оторван рукав.

— Извините, я прямо из Африки и с бодуна, — объяснил Мороз и тут же схватился за стакан с водой. За получасовую пресс-конференцию он успел выпить две бутылки минеральной воды.

Поначалу Юрий Леонидович вел себя вполне корректно, на вопросы отвечал спокойно и убедительно. Но к концу беседы дал выход агрессии: через каждое слово вставлял "блин", "хер" и обвинял журналистов в продажности...

Вполне естественно, что в первую очередь собравшихся волновал факт смерти Юлии Кряковой:

— Есть заключение патологоанатомов, причина смерти не установлена, но это не истощение! — пояснил Юрий Мороз. — Окончательные результаты экспертизы будут известны только через месяц. Тогда можно будет говорить с уверенностью. Патологоанатомы утверждают: все органы у Юлии были в порядке, так что очевидных причин смерти нет. Уголовное дело по факту смерти Юлии не возбуждено, хотя с меня в Прионежской прокуратуре и были взяты объяснения по этому поводу. Юлия умерла по дороге в больницу, ее практически уже привезли, опоздали совсем чуть-чуть.

— Ей стало плохо?

— Люди, которые находились вместе с ней на семинаре, заметили: что-то с ней не так. Меня самого в тот момент в Матвеевой Сельге не было, я уехал девятого августа, а Юлия умерла утром десятого августа.

— Как Юлия попала к вам на семинар?

— Прочитала в Интернете про семинары и тренинги, потом приехала. Работала там.

— Говорят, что она бросила свой бизнес в Санкт-Петербурге...

— Нет, она как работала дизайнером, так и продолжала работать. Вот что интересно: она мне рассказывала, как шесть лет подряд ездила в Германию мыть посуду. Когда Юля оказалась в Матвеевой Сельге и начала там мыть посуду, ее "эго" сильно страдало, но она продолжала. Хотелось пожить в деревне с чистым воздухом и хорошей экологией.

— Юлия голодала по своей воле или для участников ваших семинаров голодание — обязательная процедура?

— Разумеется, по своей воле. Период голодания у Юли длился, по-моему, шестьдесят дней. Я точно не помню...

— Во время голодания она жаловалась вам на какие-то неприятные ощущения?

— Она была не таким человек, чтобы жаловаться. Сами понимаете, какую силу воли надо иметь, чтобы проголодать шестьдесят дней. По ней было видно: это человек, который напрямую идет куда-то. Куда она шла, я не знаю. Но чего-то, видимо, хотела. Не думаю, что на нее кто-то мог бы реально повлиять.

— Школа своего дела изначально начиналась как обыкновенная бизнес-школа. Почему вы вдруг стали практиковать такие методы, как голодание, очищение?

— У нас они вообще не практикуются! Каждый человек имеет право голодать, употреблять алкогольные напитки или проводить пресс-конференции, как я. Как я могу запретить человеку делать то, что он хочет? В книжных магазинах сейчас море литературы по голоданию и очищению организма. Если же вы посмотрите мои книги, то там ничего подобного не найдете. Люди их просто читают и понимают так, как хотят. Если какая-то трагедия происходит в школе, то виноваты учителя или директор школы, потому что школьники — несовершеннолетние. А если со взрослым человеком случилось несчастье в поезде или в гостинице, то никто ведь не будет обвинять в этом проводника или директора гостиницы. Взрослый человек сам отвечает за то, что делает. Я же не мог насильно кормить Юлю. Вдруг бы она умерла как раз после этого? Что бы тогда сказала мне общественность?

Не в ответе за тех, кого приручил

— Вы вообще чувствуете какую-то ответственность за людей, которые находятся рядом с вами?

— Вы знаете, за людей в нашей стране я не чувствую ответственности вообще. Да ее вообще никто не чувствует. Журналисты ведь тоже не думают, что произойдет с людьми после того, как они прочитают их статьи, правильно? Что касается тех, с кем я непосредственно работаю... Писатель Сент-Экзюпери, провозгласивший, что "мы в ответе за тех, кого приручили", несколько раз перевернется в гробу от этих своих слов. Основная мысль, которую я пытаюсь донести до своих учеников, – ты сам отвечаешь за свои поступки, действия и за самого себя. Не Путин, не Катанандов, не папа римский, а ты сам.

— В вашей Школе много людей голодает?

—Какое-то количество, наверное, голодает. Но я тут вообще ни при чем. Посмотрите на меня. Сами видите, мне до голодания далеко. Да и вообще, что такое — "моя школа"? Тираж моей электронной рассылки — сто тысяч экземпляров. Такое же количество человек подписалось на мой курс. Я выступаю на центральном телевидении. Так что определить границы моей школы трудно. Люди могут считать себя приверженцами моей школы, а я об этом ничего не буду знать.

— Сколько дней длилось самое длинное голодание на вашей памяти?

— Моя жена голодала тридцать пять дней. Это было года полтора назад. Она вообще ничего не ела, пила только воду. Сам я голодал максимум восемнадцать дней, было это лет двенадцать назад. Потом я убедился, что голодание не снижает вес, он потом возвращается обратно. С тех пор я голоданием больше не злоупотреблял.

— Какой образ жизни ведут ваши сподвижники, где они живут?

— Могу ответить только за себя. Я сейчас живу в Петрозаводске, потому что от меня ушла жена. Почему — не знаю. Она не говорит. Спросите у нее, мне тоже интересно. По слухам, Жанна сняла квартиру в городе и ездит на желтом "Ситроене". Это единственный автомобиль в городе, так что если увидите такой, то подойдите и спросите.

Так секта или школа?

— В Интернете сейчас некая организация под названием "АнтиШСД" активно распространяет негативную информацию против вас. Вы знаете, кто стоит за "АнтиШСД"?

— Знаю, обыкновенные завистники. Спасибо им за пиар, который они мне организовали. Единственное, за что я ими не доволен, – почему обо мне еще не заговорила российская пресса? Все это в конечном итоге льет воду на мою мельницу.

— После смерти Юлии Кряковой семинары будут продолжаться?

— Если меня не убьют, я буду продолжать делать то, что делаю сейчас.

— Кто вас может убить?

— Меня, разумеется, никто не может убить, я бессмертен. Я делаю свое дело, и ничто меня не может остановить, даже страх смерти.

— Что вы понимаете под словом "бессмертие"?

— Меня физически очень трудно убить, к тому же существует реинкарнация. Переродимся в следующей жизни и будем продолжать свое дело.

— Существует мнение, что Школа своего дела имеет многие признаки тоталитарной секты…

— Во-первых, юридического понятия "секта" не существует. Во-вторых, "секта" по определению — это учение, отколовшееся от основного религиозного учения. Например, от православия. Такое определение можно прочитать в словаре. Мы ни от какого православия не откалывались, хотя я и считаю, что попы вообще дурят народ.

— У вас существует идея так называемых "родовых поместий", которые бы вы хотели создать. Она сейчас воплощается в жизнь?

— Родовые поместья, поселения —это дело второе. В первую очередь надо понять, что идея технологического прогресса неправильна. Мы развиваем технику и становимся уродами. Больными, слабыми, зависимыми от таблеток и от всего остального. Под прогрессом всегда подразумевается прогресс техники. Человек же реально деградирует. Сто лет назад мужчина мог поднять лошадь и унести ее на себе, а женщина – родить в поле. Сейчас этого нет. Я не говорю, что надо отказываться от медицинской помощи, но все же... Я лично принимал роды у своей жены, когда она рожала моего младшего сына. Это было в доме на улице Чапаева, весь дом слышал ее крики. Жанна не испытывала никакой боли, сын родился здоровым.

28 августа смотрите шоу Лолиты "Без комплексов" с моим участием. Там я обо всем этом говорю. Кстати, там явно видно, как Лолита попадает в зависимость от меня, не может ничего возразить и вообще выглядит бледно. Меня попросили рассказать, какое дерьмо ее передача. Я рассказал. Она призналась, что она стерва и была не права.

— То есть вы нисколько не сомневаетесь в правильности своих убеждений?

— А вы поспорьте. Это вопрос публичной дискуссии, к которой никто не готов. Пригласите мне любого политика, педагога, врача. В дискуссии вы сами поймете, кто будет бледно выглядеть. И это точно буду не я.

— Не обидитесь, если вас назовут мессией?

— Опять вы говорите о том, что я должен отвечать за жизнь людей. Люди сами должны за нее отвечать! Если живете херово, то у вас бардак в башке и вы сами в этом виноваты. Не надо просить, чтобы кто-то что-то вам дал. Ну, назовут. Скажу, что дураки! У нас 80 процентов населения живут бедно. Все дураки. Художники и писатели — вообще плебс. Ходят и просят. Противно. Вот Никас Сафронов —умный человек, он понимает, что такое грамотный пиар. А Ван Гог, который за свою жизнь ни одной картины не продал, — дурак. Отрезал ухо и отправил... Мои дети никогда не смотрели телевизор, потому что там одни трупы. Они не ходят в школу, там ничему хорошему не учат. И не читают плохих книжек со страшными рожами. Хотя сейчас не знаю, что они там делают с женой. У Жанны, мне кажется, серьезные проблемы... Я хочу научить своих детей думать, мыслить и отвечать за себя. Вот увидите, через десять лет страной управлять буду я! Все будет так, как я захочу сделать. Этой страной управляю я, потому что я распространяю идеи. Еще дедушка Ленин сказал, что сила в руках у тех, у кого есть идеи.

В Прионежской прокуратуре продолжается проверка по факту смерти Юлии Кряковой. Уголовное дело пока не возбуждено и будет ли – не ясно. Говорят, в прокуратуре заинтересовались книгами Юрия Мороза, сейчас их активно читают. В Интернете люди, якобы знавшие Юлию и ее родственников лично, пишут о том, что родители девушки никаких претензий к Морозу не имеют. Однако, по другой версии, брат Юлии намерен обратиться за помощью в прокуратуру Санкт-Петербурга.