
Удивительные люди – путешественники. Пока все остальное человечество проклинает свою работу, ждет отпуска и рассуждает о том, как непроста жизнь, эти черти разглядывают мир, по максимуму впитывая в себя всю его прелесть и разнообразие. Впрочем, некоторые уверены, что времена путешественников и непосед ушли вместе с романами Жюля Верна. В век автомобилей и самолетов путешественники выглядят чем-то надуманным и неестественным. Ну разве что какой-нибудь Тур Хейердал или странный Конюхов. Однако все они где-то далеко, и, вообще, их, наверное, придумал телевизор. И тем не менее…
Александр Харитонов вполне обычный петрозаводчанин. Родился 40 лет назад. Закончил 3-ю школу. В юности, как и многие, увлекался туризмом: занимался в турклубах "Сампо" и "Карелия", ползал по пещерам Крыма и Кавказа. А потом вдруг взял и совершил прорыв в какую-то совершенно иную жизнь.
Кижи – Египет

В 1990 году Харитонов взял и дошел от Карелии до Египта. Тогда клуб "Полярный Одиссей" готовил удивительнейшую по советским временам экспедицию. Энтузиасты построили в Петрозаводске три ладьи ("Вера", "Надежда", "Любовь") и дошли на них до самой что ни на есть Александрии. Через Кижи и Волгодонск, Черное и Эгейское моря, Афины и Хайфу… Спонсоры сами спали с экипажем на палубе да сидели на веслах. Только чтобы на заграницу посмотреть. Потому как времена были дикие, феодальные. Это, почитай, было первое российское паломничество после 1914 года. Даже великий кинопутешественник Сенкевич не верил в возможность такого похода, но Горбачев дал добро, патриарх благословил, и за четыре месяца отважные герои добарахтались до цели. Лодочки были всего по 15 метров, с открытой палубой, на которой теснились по 20 человек, считая спонсоров и капризных телевизионщиков. Однажды даже руль потеряли. По словам Харитонова, было тогда не столько тяжело, сколько интересно. Потому как, когда мудрости еще нет, ничего не боишься. Но, видимо, после того похода Александр окончательно понял, что обычной жизнью больше жить не сможет.
Беринг Берингу рознь
Через год ребята с Дальнего Востока решили проторить дорогу на Аляску. Знакомые сообщили об этом Харитонову, который отказаться от такого путешествия, просто не мог. На Петрозаводской судоверфи сделали три пакетбота, и по железной дороге сорок дней переправляли их на Дальний Восток. Поход приурочили к 250-летию открытия Аляски Берингом. Под это дело даже нашли потомка Беринга и взяли его в поход. Он, правда, совсем не переносил качки. Видимо, по женской линии пошел.
От Петропавловска-Камчатского до Аляски добрались за две недели. А там командир экспедиции, коммунист и собкор газеты "Труд", сменил большую часть экипажа, набрал американских бомжей и с ними уже дошел до Сиэтла, где и осел на долгих 8 месяцев. Лодки требовали ремонта, а он, видимо, с самого начала вынашивал какие-то свои, далеко идущие планы.
100 баксов за Макара
У нас в это время аккурат сменилась страна. Советского Союза не стало. Путешественники заменили красный флаг на трехцветный и жили тем, что устраивали экскурсии на свои лодки. Харитонов, которому какая-то старушка Кэт в знак дружбы с Россией подарила гитару, пел песни Макаревича на английском языке в собственном переводе. Американцы кидали деньги. Говорит, долларов по 100 в день выходило стабильно. Еще он подрабатывал на стройках и в итоге купил за 500 долларов маленький старенький хиппи-бас – автобусик "Фольксваген", на котором стал разъезжать по ближайшим штатам. По большей части делал он это для обозрения окрестностей, но также и для поиска халтур. Потом один американский бизнесмен предложил нашим путешественникам торговать майками с русской символикой – прямо с борта. Пока футболки шли, мужики стояли в порту, пели песни, пили водку и упивались свободой. А потом отправлялись дальше на юг.
Клинтон Билл подсобил
Так дошли путешественники до знаменитой по бесконечному сериалу Санта-Барбары, где натурально поймали удачу за хвост. И хвостом этим оказался не кто иной, как президент США Билл Клинтон. Был у него в Санта-Барбаре гостевой домик, по типу нашей Шуйской Чупы, и работала в том домике русская прислуга. Наши подкинули им пару футболок "I love Russia". Клинтон заинтересовался популярной по тем временам темой и выскочил на утреннюю пробежку в русской маечке. А недремлющие папарацци его в оном прикиде запечатлели. После этого торговля пошла заметно лучше прежнего. И на ремонт хватило, и командиру на осуществление дальнейших его планов. Так что в Лос-Анджелесе он простился с остатками команды. Сейчас он, кажется, живет на последнем оставшемся корабле с женой и котом, хипует и вроде бы хорошо себя чувствует.
Харитонов подарил тихоходный автобус друзьям, а сам подался на Восток к своей новоявленной американской подруге. Нашел компанию по перегонке машин и за 4 дня перегнал через всю Америку и машину, и себя. Однако на Восточном побережье жизнь у него не заладилась. Городок был маленький, и нелегально работать не получалось, потому как все с удовольствием друг на друга стучали. Так что взял Харитонов билет на самолет, бросил свою зазнобу и через Париж вернулся в Россию. Совершив, по сути, кругосветное путешествие.
Спагетти-убийцы

Но это, как говорит Харитонов, была не настоящая кругосветка. В настоящей-то нужно пару раз пересечь экватор. С мыслями об этом Александр строил какие-то домики в Германии и Франции, летал на военно-транспортных самолетах в Тикси и Норильск кормить участников заполярного пробега на собачьих упряжках Европа – Япония и ждал своего часа. И тут в 1998 году – звонок. Некий москвич-экстремал, заработавший деньги на евроремонтах, собрался на яхте в Антарктиду. Яхта была с металлическим корпусом, специально заточенная под ледовые условия, и готовилась она к отплытию в Португалии. Харитонов не долго думая рванул в Лиссабон, где и провел год, доводя корабль до ума. А затем через Канары и острова Зеленого Мыса, через Бразилию, Уругвай и Аргентину он пошел к самому южному материку планеты. Вдобавок ко всем приключениям за два дня до Бразилии отважного петрозаводчанина угораздило чуть не погибнуть от еды. Яхта накренилась, и находящийся на камбузе Харитонов принял на грудь весь вкусный ужин – два литра кипящей тушенки и шестилитровую кастрюлю со спагетти. Месяц провел в бразильском госпитале, но все же самолетом настиг товарищей в Рио-де-Жанейро.
Любовь в шортах
А потом наконец была Антарктида, льды которой произвели на Александра совершенно ошеломляющее впечатление. За полторы недели, что Харитонов там прогостил, он успел принять участие в Антарктическом марафоне. Осилил, правда, всего 8 из 42 километров. Россию же представляли еще два человека: сибиряк-нефтяник и женщина Люба из московского клуба моржей. Ей оплатили дорогу с условием, что всю дорогу она будет бежать в шортиках. Что 60-летняя Люба с честью исполнила…
В дальнейшем героический экипаж собирался достичь берегов Австралии и, продолжая следовать на восток, совершить подлинное кругосветное путешествие. Но на яхте сломался мотор, денег осталось всего 300 долларов, да и ветер отказался дуть в нужную сторону. В итоге решили возвращаться в Аргентину. Оттуда экипаж разлетелся по домам, а наш Харитонов, как самый авантюрный и умелый, остался еще на год – сторожить и латать лодку.
Зеленые пираты
А буквально недавно Александр вернулся в Карелию из английской тюрьмы. Вернее, с гринписовского корабля, участвовавшего в целом ряде безумств. Начиналось все, как всегда: знакомые, знающие непоседливый и авантюрный характер нашего земляка, позвонили ему и сообщили, что на гринписовский корабль "Arctic Sunrise" требуется человек, который умеет всего понемножку. Учитывая, что корабли "зеленой" организации заходят в Россию не чаще, чем раз в пятилетку, Харитонов счел это редкостной удачей и тут же предложил им свои услуги. В итоге в его обязанности входила починка всего, начиная от холодильника и заканчивая корпусом судна.
"Зеленые", по описанию Александра, вообще сродни добрым пиратам. Они узнают, где какой негодяй покушается на экологию, тщательно отрабатывают акцию и, попирая законы, бросаются привлекать к этому негодяю внимание общественности. В Балтийском море, к примеру, "Arctic Sunrise" захватил судно, перевозящее какую-то вредную сою. Высадили на него десант, взяли пробы сои, подняли шум, и вскоре капитан опозоренного корабля на пресс-конференции дал слово никогда больше так не делать. Потом гринписовцы блокировали угольный порт Амстердама. А рядом с Глазго на резиновых яликах и каяках напали на НАТОвскую базу подводных лодок. По словам Харитонова, все операции "зеленые" отрабатывают тщательнейшим образом: одни отвлекают внимание полиции, другие приковывают себя цепями, третьи развешивают разоблачительные плакаты. А сам "Arctic Sunrise" взял и встал посреди фарватера на двух якорях, заблокировав к чертовой матери движение кораблей. В итоге весь экипаж вместе с нашим Харитоновым три дня провел в британской тюрьме. Но благодаря опыту и влиятельности их адвоката отделались они всего лишь штрафами по 100 фунтов с носа. И Лондон встречал нашего земляка и его товарищей как триумфаторов. Ради них был разведен Тауэрский мост, на борту корабля устроили грандиозный концерт с участием наипервейших английских рок-звезд, а бедный премьер-министр Тони Блэр, разоблаченный ими как сторонник оружия массового уничтожения, теперь и вовсе уходит в отставку.
А Харитонов, к слову сказать, до сих пор ни разу не бывал на Валааме. Все как-то не с руки.