Тема номера Простите, были пьяны

Наталья Зайцева
№46 (599) 14.11.2007

Виктору Балю присудили 11 лет лишения свободы, Вадиму Калинину – 14. Оба будут отбывать наказание в колонии строгого режима. Приговор прозвучал в понедельник 12 ноября.

Эта история стала самым чудовищным примером российской дедовщины. Показательным стало и то, что произошла она в элитной военной части – на космодроме "Плесецк". В ночь с 14 на 15 августа двое офицеров возвращались с попойки и встретили трех солдат. Солдаты исправляли неполадку на насосной станции и возвращались в часть, но пьяные офицеры решили, что солдаты сбежали из расположения части, и начали их избивать. Солдаты убежали в лес, но Баль и Калинин подкараулили их на выходе из лесополосы. Больше всех досталось призывнику из Карелии Сергею Синконену: его избивали железными пряжками ремней, а затем бросили в вольер со служебными собаками. От полученных травм Сергей впал в кому и так и не очнулся – 27 августа он умер в военном госпитале.

Сразу после этих шокирующих событий был уволен заместитель начальника космодрома "Плесецк" генерал-майор Константин Чмаров, исполняющий обязанности начальника на момент трагедии. Сам начальник космодрома "Плесецк" генерал Анатолий Башлаков, к большому удивлению всей страны, избежал репрессий и даже, наоборот, был назначен на должность начальника Главного управления воспитательной работы в Минобороны. А капитана Виктора Баля, вместо того чтобы взять под стражу, как его собутыльника Калинина, отправили на психиатрическую экспертизу. Молва объясняла это тем, что Виктор Баль – сын одного из крупных начальников космодрома. Высказывались сомнения, что сын начальника Виктор Баль понесет адекватное наказание. Отчасти сомнение подтвердилось: Баль получил срок на три года меньше, чем Калинин.

"Происхождение" Виктора Баля, как это ни удивительно, даже в психологическом смысле сыграло ему на пользу. Вот как высказывался командующий Космическими войсками Владимир Поповкин незадолго до суда.

"Его отец занимал очень большой пост в Министерстве обороны, и сын все время считал себя нереализованным, – комментирует Поповкин мотивы поступка Баля. – К сожалению, в алкогольном опьянении он решил себя реализовать таким вот способом".

Судили Баля и Калинина по двум статьям: причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть, и превышение должностных полномочий с применением насилия, приведшего к тяжкому последствию. По всем этим пунктам они были признаны виновными. Виктор Баль на суде полностью признал свою вину, Калинин – частично. Свое поведение они объяснили тем, что были пьяны. Произнося последнее слово, оба подсудимых попросили прощения у матери убитого. Как сообщил заместитель председателя Мирнинского гарнизонного суда Андрей Миюсов, решение суда почти полностью удовлетворяет требованию государственного обвинения. Прокурор просил суд, чтобы Калинина лишили свободы на 14 лет (он столько и получил), Баля – на 12 лет (он получил 11). Кроме того, в приговоре говорится о том, что после освобождения Виктор Баль и Сергей Калинин, соответственно 2 и 3 года, не смогут занимать должности на государственной службе и в органах муниципального управления.

Мать убитого Сергея Синконена Маргарита Синконен не дождалась объявления приговора и сразу после "последнего слова", в субботу, вернулась из Мирного в Петрозаводск. Ее второй сын – Владимир Синконен служил вместе с братом в Плесецке. Теперь от службы его освободили, и он вернулся домой. По словам бывшей учительницы обоих братьев Светланы Артемьевой, Владимиру помогли поступить в Петрозаводский госуниверситет на лесоинженерный факультет, но ввиду своего тяжелого психологического состояния Владимир отказался от учебы. Сейчас он ищет работу. Сестра Сергея Синконена учится в училище. Отца в семье нет.

Российские военные власти так и не признали трагические события в Плесецке ошибкой системы воспитательной работы в армии. По мнению военных, речь идет только о проблеме личного воспитания бывших военнослужащих Калинина и Баля. При этом власти города Мирный уверяют, что в последнее время случаи дедовщины стали нормой на космодроме. Для всей России официально космодром "Плесецк" остался "гордостью страны". Примерно в таком качестве он предстал и на недавней "Прямой линии" с президентом.

– Хотелось бы, чтобы военные чиновники пришли в школу и объяснили, что произошло, – говорит Светлана Артемьева – директор школы, в которой учился Сергей Синконен. – Потому что за партами сидят будущие солдаты, которые не хотят идти в армию. Мы, учителя, объясняем ребятам, что в армии есть не только распущенность, что Плесецк – это еще и гордость страны. Но я думаю, что военные сами должны защитить перед детьми честь своего мундира.