Общество Патриарх залез на башенный кран

Александр ФУКС
№7 (664) 11.02.2009

– Когда наш митрополит Кирилл был маленьким мальчиком, он с друзьями захотел залезть на башенный кран. На самую стрелу. Все другие мальчишки испугались и не долезли, а Кирилл долез. Он, конечно, потом от папы получил, но своим поступком будущий глава Русской православной церкви показал свою смелость.

Таковыми словами владыка Мануил поведал собравшимся на пресс-конференции журналистам о детских годах нового Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Пресс-конференцию же архиепископ собрал как раз для того, чтобы рассказать, как хорошо и благостно был на Поместном соборе избран новый патриарх. Кроме Кирилла были еще два претендента: Климент да Филарет. Многие, правда, полагали, что третьим претендентом на патриарший престол будет отец Ювеналий. Но вместо него выдвинули Филарета. А тот всех поблагодарил, помолился, соизмерил свои возможности и в последний момент честно отвел свою кандидатуру в пользу Кирилла. Вот так все славно получилось. По словам владыки Мануила, никакого давления на голосовавших никто не оказывал. У них даже мобильные телефоны перед голосованием отобрали, чтобы уж никто и никак не мог на их решение повлиять.

– Все владыку Кирилла хорошо знают, – сообщил Мануил. – И я рад, что мы его избрали. И для всех была радость. И все мы будем молиться за Кирилла.

Мануил отметил выдающиеся ораторские способности Кирилла, подчеркнув, что всякий раз, когда тот читал свои проповеди, у них, молодых семинаристов, комок в горле стоял. И еще архиепископ несколько раз подчеркнул, что Кирилл точно не будет реформатором.

– В церкви догматика неизменна, – сказал Мануил. – Ну, разве что искусство проповеди терпит некоторые изменения. Кирилл, к слову, очень чутко чувствует современность, и он сделает все, чтобы церковь была еще более доступна людям.

Говоря о внутрицерковных расхождениях, Мануил сказал, что в земном смысле проблемы у них есть. Не только, мол, солнце светит, но есть и тучи. Ведь церковь – это те же люди. И вот епископ чукотский Диомид учинил раскол. У него даже человек 30 сторонников нашлось, и они пытались во время проезда по Москве к делегатам собора пробиться.

– Но нас охраняли так, словно раскольников этих было не несколько десятков, а тысячи, – сказал Мануил. – Всех отсекли. Ну да мы отца Диомида знаем. Наверное, ему там, на Чукотке, кто-то помогал. Не мог он сам такое учинить.

Отвечая на вопрос, во всех ли начинаниях Русская православная церковь поддерживает наше государство или все-таки за последние годы было что-то такое, чего она не могла одобрить с моральной точки зрения, архиепископ ответил, что церковь не занимается политикой.

– Вот если государственная власть будет вмешиваться в деятельность церкви, то тогда да, церковь может оказать неповиновение, – объяснил владыка.

Ну а возвращаясь к Кириллу, Мануил вспомнил, какую большую роль в карьерном росте митрополита сыграл его духовный наставник, ректор Ленинградской духовной академии Никодим. Как сделал он Кирилла своим духовным чадом. Как быстро он его рукоположил. И как теперь наверняка радуется на небесах тому, что его ближайший сын стал патриархом.