Общество Внутри пациентки забыли пеленку

Надежда Меккиева
№21 (678) 20.05.2009

Карельские хирурги забыли внутри пациентки пеленку. Факт шокирующий. Но самое страшное, что через 5 месяцев, наполненных страшными муками, 33-летняя Анжелика Анохина умерла. Все это время никто из врачей не мог определить истинную причину болезни молодой женщины.

Больничные мытарства петрозаводчанки Анжелики Анохиной начались в декабре прошлого года. С диагнозом "внематочная беременность" женщина поступила в гинекологический стационар Петрозаводска, где ей сделали операцию. Через восемь дней Анжелику выписали, согласно заключению врачей, "в удовлетворительном состоянии".

– Дома у нее стала постоянно подниматься температура, – рассказывает тетя Анжелики Марина Фокина, медсестра с 23-летним стажем. – Она жаловалась на боли в животе. В конце декабря она снова попала в гинекологический стационар, там ей вскрыли нагноение и отправили в БСМП на долечивание.

По словам родственников, все эти пять месяцев Анжелика находилась под присмотром врачей. Лежала и в 1-м хирургическом отделении БСМП, и в инфекционной больнице, потом попадала в терапевтическое отделение БСМП, затем во 2-ю хирургию. Но с каждым днем пациентке становилось все хуже и хуже. Незадолго до смерти она с трудом поднималась с кровати и не могла есть.

– Пять месяцев человек температурит. Это значит, что внутри идет воспалительный процесс, но ни у кого из врачей не возникает мысли, что надо искать причину, – говорит Марина Фокина. – Меня врачи не слушали. Однажды я сказала, что, может, это осложнение от гинекологической операции, так врач такой крик поднял.

– Я как ей ни позвоню, у нее все время новые диагнозы, – вспоминает лучшая подруга Анжелики Светлана Павлова. – То говорила, что ее лечат от панкреатита, то от воспаления придатков, то от дисбактериоза. Говорили ей, что у нее слабая иммунная система. Хоть бы в карточку заглянули! Анжела никогда ничем не болела! Ей делали и анализы, и УЗИ, и даже обследовали на дорогущем томографе, который так нахваливали по телевидению. И ничего не смогли определить!

В БСМП у пациентки обнаружили дырки в кишечнике (по медицинской терминологии – свищи). По настоянию родственников Анжелику перевели в Республиканскую больницу. Через месяц безуспешного лечения свищей врачи решили оперировать. Тогда-то хирурги и извлекли из брюшной полости Анжелики уже разложившуюся пеленку.

Операция прошла 29 апреля. 3 мая Анжелика Анохина, не приходя в сознание, умерла.

Молчание

Как написано в свидетельстве о смерти, выданном Республиканской больницей, основная причина смерти – "воспалительный инфильтрат вокруг инородного тела (пеленка), случайно оставленного в брюшной полости при операции по поводу внематочной беременности". Не надо быть медиком, чтобы понять, что пеленка была. Послужила ли она причиной смерти, решит судебно-медицинская экспертиза. Однако медсестра Марина Фокина не сомневается: любимую племянницу погубила врачебная халатность.

– Даже человек, не разбирающийся в медицине, понимает, что нельзя без последствий пять месяцев носить в брюшной полости пеленку, – говорит Марина. – Дыры в кишечнике – это пролежни от соприкосновения с пеленкой. Шла интоксикация организма, поэтому Анжелика так ослабла и похудела. К моменту смерти она весила на 50 килограммов меньше.

По словам мужа Алексея, случай с пеленкой шокировал всю медицинскую общественность Карелии. Правда, похоже, не настолько, чтобы развязать языки. Пока медики предпочитают обсуждать этот вопиющий факт только между собой. Так, заведующий 1-м хирургическим отделением Республиканской больницы (последнее место лечения Анжелики) Владимир Шорников буквально выставил журналиста из своего кабинета.

– Я ничего не буду комментировать, – заявил врач. – Почему я должен?! Вы кто, судебный представитель или врачебный?

– Я – представитель прессы.

– Это ваши проблемы.

Не стали разговаривать и в БСМП.

Ходят слухи?

Ирина Канидьева, заведующая отделением гинекологии № 1, где Анжелике Анохиной cделали ту злополучную операцию, находится в отпуске.

– Идет служебное расследование, – говорит главврач роддома имени Гуткина Ефим Шифман. – Умерла больная, умерла в результате нашего хирургического вмешательства. Причина смерти – осложнение после нашего оперативного вмешательства. Слух насчет пеленки циркулирует, но у нас этого заключения нет.

Странно получается: служебную проверку затеяли на основании слухов? Причем слухи эти распространяют сами медики, основываясь на медицинском свидетельстве о смерти. Сложно поверить, что главврач роддома не имеет возможности ознакомиться с этим документом.

– Допускаете ли вы, что пеленка была? – такой вопрос "Карельская Губернiя" задала Ефиму Шифману.

– Вполне допускаю. В хирургии такие случаи были, есть и будут, к большому сожалению.

– Может ли быть связь между пеленкой, дальнейшими осложнениями и смертью пациентки?

– Да, может быть.

– Но ведь до и после операции все тампоны, салфетки пересчитываются?

– Да, считают. В данном случае в протоколе операции написано, что все совпало. Это – большая трагедия. Мы все переживаем.

Слепая вера

Если врачи переживают, то семья Анжелики Анохиной просто убита горем.

– Для всех нас это большая потеря, – говорит Марина Фокина. – Анжела была очень веселым, добрым и жизнерадостным человеком.

У молодой женщины остались трое детей: 12-летняя Алина и 8-летние братья-двойняшки Саша и Андрей. На похоронах младшие верили, что мама сейчас проснется.

– Мы были обычной, нормальной семьей, – говорит муж Алексей Анохин, капитан дальнего плавания. Он не плачет, не кричит, внешне спокоен. Но видно, как подавлен внезапным горем. Ему сложно говорить. – Растили детей, строили планы на будущее. Перед операцией шутили с Анжеликой, что надо будет гардероб менять, так как она очень сильно похудела. Дом строили. Сейчас должны были въезжать, но она не успела…

3 мая, день смерти Анжелики, был и днем свадьбы Анохиных. Вместе они прожили 13 лет.

– Не могу привыкнуть к мысли, что она умерла, и каждый раз думаю: надо Анжеле позвонить, – говорит подруга Светлана Павлова. – 1 мая я ей послала sms: "Анжелочка, моя хорошая, ты мне очень нужна". И вот она ее не получила. Никто из нас и подумать не мог, что так все произойдет. Анжела должна была жить и растить своих детей. Она ведь умирала у нас на глазах. Анжела слепо доверяла врачам. Она не разрешала мне ругаться с врачами. И правда, если не врачам верить, то кому?

Алексей Анохин намерен наказать виновных в смерти жены. Сейчас Петрозаводская прокуратура возбудила уголовное дело. Служебную проверку проводят карельский Минздрав и городской Комитет здравоохранения.

– Факт установлен, теперь надо разбираться, – сказал руководитель комитета Алексей Хейфец. – Бесспорно, врачи виноваты и будут наказаны.