Общество Сколько стоит свобода?

Александр ФУКС
№32 (689) 05.08.2009

Петрозаводчанин Иван Лукашин (фамилия изменена по просьбе героя статьи. – Прим. ред.) судится с государством. Он уже высудил 500 тысяч рублей, но считает эту сумму недостаточной и требует два миллиона.

Тяжелая доля

Детство Ивана Лукашина было ужасным. Голод, нужда, унижения сверстников. Отца своего он никогда не видел, мать практически не заботилась о детях. Ивану приходилось с самого раннего возраста буквально бороться за выживание. В итоге в 16 лет он впервые оказался за решеткой. И с тех пор неоднократно сидел за кражи, угоны и грабежи. Выходил, несколько месяцев проводил на свободе и опять садился. После десяти лет таких приключений Иван наконец решил остановиться и начать новую жизнь. Но, по его словам, он оказался очень удобным объектом для списывания на него труднораскрываемых дел.

– Однажды мне предъявили 6 эпизодов вымогательства, которые происходили в сроки, когда я находился в колонии, – разводит руками Лукашин. – Я говорю судье: "Ваша честь, я же не мог этого совершить, я сидел". И ведь она все равно определила меня тогда на 2 месяца в СИЗО.

Задерживали его и по другим делам. Разбирались, отпускали. Но вслед говорили, что рано или поздно он еще сядет. Прямо как в иностранных фильмах про самоотверженных полицейских. И вот наконец в 2006 году его на улице остановили сотрудники РУБОП, привезли в прокуратуру и предъявили обвинение в двойном убийстве. Мужчины и женщины, найденных в озере Гурвич, в районе дачного поселка Машезеро. По версии следствия, бывшего зэка наняли для совершения заказного убийства, и он добросовестно выполнил "заказ", сбросив тела с моста в озеро. Нашлись даже два свидетеля, опознавшие убийцу.

– Это были два наркомана, – говорит Лукашин. – Такие за дозу кого угодно опознают. Один из них уже умер от передоза. А второй сейчас сидит за торговлю героином.

Дальше почти полтора года Иван провел в заключении. Он утверждает, что шесть месяцев его даже не вызывали на допросы. Только переводили из СИЗО в колонию, потом отправляли в Петербург на психиатрическую экспертизу, затем возвращали обратно… А в ноябре 2007 года состоялся суд присяжных, который оправдал Лукашина. Прокуратура подала кассацию, но и во второй раз присяжные признали Ивана невиновным.

– Глубина озера в том месте не более сорока сантиметров, – говорит адвокат Лукашина Андрей Закатов. – Тем более стоял декабрь – было совсем мелко. Тела, если их сбросили с моста, должны были разбиться. Между тем на них не обнаружено никаких повреждений. Да и найдены они были в разных местах: одно – в полукилометре от этого моста, другое – в полутора километрах.

В июле 2008 года оправдательный приговор вступил в законную силу.

Пол-лимона

А дальше, согласно существующей практике, Лукашин подал иск на возмещение ему компенсации. Потребовал от государства в лице Министерства финансов 2 миллиона рублей. Городской Петрозаводский суд удовлетворил иск на четверть и присудил безвинно отсидевшему 500 тысяч. Но Иван остался неудовлетворен решением, полагая, что полмиллиона за то, что ему пришлось пережить, мало.

– Мы руководствовались тем, – говорит адвокат Закатов, – что буквально перед нами состоялся аналогичный суд по иску милиционера, оправданного по кондопожскому делу (речь о замначальника милиции общественной безопасности РК Викторе Высоких. – А. Ф.). Ему присудили те же 500 тысяч. А ведь он и в тюрьме не сидел, и грозило ему от силы года 4 условно. В то время как мой подзащитный более 15 месяцев провел за решеткой и светило ему пожизненное заключение.

На прошлой неделе должно было пройти заседание Верховного суда, но оно не состоялось по канцелярским причинам: что-то где-то недооформлено. Иван так и не понял глубинной сути юридической казуистики.

– Мне не столько нужны эти деньги, – объясняет Лукашин. – Хочу пройти все инстанции и доказать, что я тоже человек и достоин человеческого к себе отношения.

Скупая Фемида

По мнению работников Хельсинкского фонда по правам человека, в России 450-500 тысяч рублей можно считать вполне удачной компенсацией, определяемой судами по подобным делам. Скажем, житель Бурятии Михаил Романов высудил 450 тысяч рублей за то, что четыре года отсидел за убийство, которого не совершал. Житель Хакасии Абдула Исаев, который так же, как Романов, отсидел 4 года и так же, как Ситов, обвинялся в убийстве двух человек, потребовал от государства 999 миллионов. В результате один миллион рублей ему все-таки удалось отвоевать.

Вообще, свобода законопослушных россиян стоит не очень дорого. За незаконное задержание по подозрению в совершении преступления в среднем удается высудить 5 тысяч рублей, за незаконный полугодовой арест – 90 тысяч рублей, незаконное же осуждение на пять лет и более, так и быть, может быть оценено в 1 миллион рублей. Подсчитано, что за прошлый год только в таких регионах, как Марий Эл, Чувашия, Татарстан и Забайкалье, Минфин компенсировал 3 миллиона 375 тысяч рублей 26 россиянам за их незаконное осуждение.

Что касается статистики подобных дел в Карелии, то получить даже приблизительную информацию оказалось практически невозможно. Прокуратура посоветовала обратиться в казначейство. В казначействе сказали, что вся эта информация идет через Минфин. А в Минфине нам компетентно заявили, что никакими данными они не располагают, так как за все отвечать должна прокуратура.