Спорт и отдых Регата умирает?

Евгения Покровская
№32 (689) 05.08.2009

В Петрозаводске завершилась 38-я по счету Онежская регата. На этот раз она получилась совсем малочисленной – всего 14 яхт приняли участие в гонках. Двадцать лет назад в Онежской регате принимали участие 148 экипажей. В середине 90-х годов показатель держался в районе 60-ти. И даже в XXI веке заявлялись до 50 участников. Что же произошло? Почему Онежская регата оказалась при смерти?

Без причала

Как замечает Федор Смирнов, председатель Федерации парусного спорта Карелии, наше Онежское озеро славится большой акваторией и быстрой сменой погодных условий. Именно поэтому оно нравится яхтсменам. По своей значимости Онежская регата входит в число трех лучших российских регат. Но вот по условиям, созданным для приема яхтсменов, мы на одном из последних мест.

– К нам в Петрозаводск в этом году приехали только те участники, кто мог привезти свою яхту на автомобильном прицепе, – говорит Федор Смирнов. – Крейсерских судов большого размера в нынешней гонке было очень мало. Не у всех сейчас есть средства на транспортировку. Обычно мы брали на себя доставку крейсерских судов, использовали корабли Беломорско-Онежского пароходства и "Карелнеруда", которые из Москвы плыли в наш регион. Но в этом году ни один корабль в Петрозаводск не шел. Видимо, нечего возить сейчас. Поэтому и доставлять яхты больших размеров было не на чем.

Другая серьезная проблема, по словам Федора Смирнова, связана с причалом. Несмотря на то, что в Петрозаводске уже много лет есть Онежская регата, яхт-клуба как такового по-прежнему нет. Существует распоряжение экс-мэра Виктора Маслякова о выделении земельного участка под строительство клуба. Более того, наш регион попал в федеральную программу по развитию парусного спорта, подписанную Владимиром Путиным. Но и это не подействовало.

– Усилий одной Федерации парусного спорта для возрождения регаты явно недостаточно, – констатирует Федор Смирнов. – Нужна заинтересованность со стороны правительства. Взять хотя бы наших ближайших соседей – Финляндию, Швецию. У них в самом центре городов стоят красивые яхты. А у нас яхтам даже пришвартоваться негде! Люди из других регионов приплывают к нам и звонят мне с вопросом: где у вас можно встать? В пассажирский флот нас не пускают, получается, что негде... Сейчас мы вынуждены арендовать у москвичей причал в районе Песков, нам помог директор компании Silver Trolling. Своими силами мы отремонтировали причал и именно там в этом году принимаем регату. Но ведь все это было сделано за счет средств энтузиастов! Как долго они смогут помогать нам – неизвестно. А помощи от правительства Карелии пока никакой...

Борьба

Несмотря на то, что Онежская регата сейчас переживает не самые хорошие времена, ее постоянные участники верят: все лучшее впереди. И хоть участников гонок было всего четырнадцать, борьба все равно развернулась нешуточная. В итоге места распределились следующим образом: яхта "Эталон" из Москвы (капитан Артем Сарксян) в упорной борьбе завоевала титул чемпиона России по парусному спорту среди крейсерских яхт класса "OPEN 800". Второе место занял экипаж "Глобуса" из Санкт-Петербурга (капитан Андрей Никандров). Третье – у "Экватора" из Петрозаводска (капитан Владимир Лукин).

– Тот факт, что мы сломали традицию, нас сильно воодушевляет, – говорит Артем Сарксян. – "Глобус" два года подряд становился первым, а сейчас мы смогли победить. Погода, конечно, удивила – несколько дней подряд на Онего царил полный штиль. Результаты одной из гонок вообще пришлось не засчитывать, потому что никто не уложился в контрольное время.

Артем уверяет: самые сильные экипажи все равно нашли время и средства и прибыли на Онежскую регату. Благодаря тому, что время проведения гонок сократили до одной недели, регата из туристической превратилась в спортивную.

– Когда одна гонка заканчивается за полночь, а подготовку к следующей нужно начать в семь утра, не каждый яхтсмен выдержит, – объясняет Артем. – В третьей гонке наши результаты оказались аннулированными. Оказалось, мы по привычке огибали одни препятствия, а нужно было огибать другие. Получилось, мы сто миль отпахали впустую. Но этот факт нас не расстроил, наоборот, подзадорил. На следующей гонке мы подошли к вехе, с которой началась наша ошибка, и примотали на нее бутылку с надписью "Эталон" в знак исправленной ошибки.

– Непредсказуемость – вот то, что интересно в регате, – говорит Владимир Лукин. – Ветер меняется несколько раз на дню, первые становятся последними, и наоборот.

Максим Антипов, председатель Государственного комитета по физической культуре и спорту, признает: да, трудности действительно есть, в этом году на организацию регаты было выделено в разы меньше средств, чем в былые времена. Шла речь даже об отмене мероприятия.

– Но я настроен решительно: все, что мы запланировали, будет воплощаться в жизнь, – уверяет Максим Антипов. – Я знаю, что нам необходим яхт-клуб, без него и речи о развитии яхтенного спорта быть не может. Со своей стороны я сделаю все возможное, чтобы он появился.

Правда, ничего конкретного о яхт-клубе никто сказать не может. Нам остается только надеяться, что энтузиазм яхтсменов окажется сильнее обстоятельств и в следующем году они снова прибудут на Онежскую регату.