Общество Откуда эти капитальные проблемы?

Илона РАДКЕВИЧ
№45 (702) 04.11.2009

"Карельская Губернiя" уже не раз обращала внимание на то, что федеральная программа по капитальному ремонту жилых домов основательно забуксовала в Карелии, а конкретно – в Петрозаводске. Окончательные сроки сдачи работ по программе 2008 года переносились уже столько раз, что их просто перестали ставить.

– Бесполезно, – объяснили нам в Госкомитете по реформированию ЖКХ.

Но оказалось, что скорость работ – не единственная проблема федеральной программы. Все чаще и чаще жители города начали жаловаться на качество капитального ремонта. Мы попытались выяснить, почему этот ремонт идет из рук вон плохо и что делать тем, у кого нет желания с этим мириться.

– В каждом случае нужно разбираться отдельно, – говорят чиновники.

Хорошо. Давайте разбираться отдельно. Возьмем, к примеру, дом на ул. М. Горького, 22. Мы уже писали о том, что людей настолько возмутило качество ремонтных работ, что они вывесили плакат: "Идет капвредительство по смете правительства. Позор власти и ЖКХ".

– А вы знаете, что работы еще не сданы? – возмутился нашей публикацией представитель управляющей компании.

Конечно, не сданы. Ремонт идет. Это очевидно. Вопрос в другом: почему его делают так, что жители дома как один уже сегодня уверены – под приемкой таких работ подписываться ни в коем случае нельзя.

– Не ремонт, а замазывание глаз, – говорит Светлана Шаталова (именно ее жильцы избрали старшей по дому). – Сейчас, например, у нас меняют стояки отопления. Выключают на день тепло и делают. Где они раньше были – непонятно! Да и как их меняют? Крестовины и тройники оставляют старые. Говорят, что нет новых. Мне в квартиру нужно было шесть крестовин. Они смогли найти и поставить только четыре.

Многие петрозаводчане жалуются и на то, что капитальный ремонт в их домах проводят как-то не слишком капитально. Одно делают, другое – нет: фасад покрасили, а к развалившемуся крыльцу не притронулись, стояки поменяли, а полотенцесушители оставили, крышу подлатали, а фундамент еле дышит.

– Жители просто не понимают. Деньги по этой программе выделяются только на определенные виды работ, – поясняют чиновники.

Это и в самом деле так. Отремонтировать за них можно только внутридомовые инженерные сети, лифтовое оборудование, крыши, подвалы и фасады. ВСЕ! При этом, что конкретно из перечисленного будет делаться, решают САМИ (!) собственники квартир, ведь часть денег они вносят в это мероприятие из собственного кармана (не менее 5 процентов от общей стоимости работ).

С чего тогда столько претензий? У чиновников и управляющих компаний на этот счет свое мнение. В последнее время мы только и слышим от них, что люди совершенно "не знают" и "не понимают", в чем заключается их роль при реализации этой программы и какие именно работы подпадают под капитальный ремонт. А кто в этом виноват? Может, стоило потратить чуть больше времени, но провести нормальную разъяснительную работу?

Учат ответственности

Интересно, как в Фонде содействия реформированию ЖКХ объясняют причину, по которой государство отказалось финансировать капитальные работы на 100 процентов.

"Одна из задач программы – научить жильцов чувствовать ответственность за свой дом. Ведь как у нас обычно бывает: все, что за порогом квартиры, – общее, а значит, ничейное. Во многом поэтому в подъездах не хватает лампочек, а от почтовых ящиков – одно название. Другое дело, когда во всем, что есть в доме, есть частичка ваших кровных. Жилец сто раз подумает, прежде чем испортить стенку лифта, за который в том числе заплатил и он лично".

На деле же получается, что даже при таком раскладе далеко не все жители домов, попавших в программу, принимают активное участие в организации капремонта. Одни – потому, что живут в неприватизированных квартирах и их вообще никто ни о чем не спрашивает. Другие (собственники жилья) – подписывают бумаги, практически не читая: то ли слепо доверяют более активным соседям и управляющим компаниям, то ли просто не привыкли вчитываться.

– Очень важно, чтобы жители участвовали в этой программе, – говорит Владимир Корягин. – Если они не будут контролировать, как эти деньги осваиваются, толку не будет. И вопрос: "Почему плохо отремонтировали?" – они в первую очередь должны задать себе.

С одной стороны – справедливо! Собственники сами (!) выбрали (или доверили кому-то этот выбор) подрядчика, который и в сроки не уложился, и сделал все как попало. С другой стороны – чиновники признают, что и выбирать-то было особо не из чего: серьезные строительные фирмы города не изъявили желания участвовать в федеральной программе по капремонту.

– Я уже дважды собирал наших мощных строителей, – говорит петрозаводский градоначальник Николай Левин. – Просил их, чтобы они приняли участие в этой программе. Вот сказали, что будут думать. Когда кризиса не было, им неинтересно было: жилье шло, объекты шли, деньги они хорошие получали. Чего на ремонте сидеть? А сейчас и это становится выгодным.

Теперь, что касается актов выполненных работ.

– Они утверждаются на общем собрании собственников жилья, – говорит председатель Госкомитета по реформированию ЖКХ Владимир Корягин. – И если качество работ собственников не устраивает, акты утверждаться не должны.

– Допустим, не подписали. А дальше-то что?

А дальше, как оказалось, все не намного проще – нужно идти в суд и жаловаться на управляющую компанию, а та, в свою очередь, уже будет думать, как эту проблему решать.

Иначе говоря, если по-настоящему "упереться рогом", правды добиться можно, но на это, как вы понимаете, понадобятся время и нервы. И хорошо, если среди жителей тех домов, где ремонт неважнецки сделан, найдутся люди, готовые ходить по судам и инстанциям. В противном случае – придется жить с тем, что есть!