Тема номера Три дела Бойнича

Илона РАДКЕВИЧ
№50 (707) 09.12.2009

Когда месяц назад министр МВД Карелии Михаил Закомалдин сообщил о том, что вице-премьера карельского правительства Валерия Бойнича подозревают в коррупционном преступлении, он упомянул, что чиновник может стать фигурантом ряда других уголовных дел. Что, собственно, и произошло. Сейчас в отношении Бойнича заведены уже три уголовных дела. Вице-премьера подозревают в получении взятки, а также в злоупотреблении и превышении должностных полномочий.

Торжественный ужин

Следствие подозревает Валерия Бойнича в лоббировании интересов коммерческой фирмы, занимавшейся поставками лекарств в Карелию. Речь идет о фармацевтической фирме "Балтик Секьюрити Сервис". Ее президент – Эдуард Захрабеков, по версии стражей порядка, дал взятку министру здравоохранения и социального развития Карелии Бойничу (за неделю до возбуждения уголовного дела губернатор освободил Валерия Дмитриевича от этой должности) за покровительство на фармацевтическом рынке Карелии.

Как рассказал начальник отдела Следственного управления при МВД Карелии Александр Елисеев, взятка в данном случае, хоть и исчисляется в деньгах, на самом деле была в виде праздничного ужина в честь 49-летия чиновника. Застолье обошлось Эдуарду Захрабекову в 55 тысяч рублей. Пировал Валерий Бойнич 14 марта этого года в ресторане "Вернисаж" питерской гостиницы "Амбассадор". На празднике были 10 человек. По имеющимся данным, помимо питерских предпринимателей, занимающихся поставками медоборудования и медикаментов, день рождения Бойнича отмечали руководитель администрации главы Карелии Людмила Косюк и новый глава Карельского фонда обязательного медицинского страхования Андрей Гравов. В гостинице делегация из Карелии до сих пор числится в списке vip-гостей.

А что взамен? После праздничного ужина Валерий Бойнич подписал дополнительное соглашение, изменившее важное условие государственных контрактов. Так, в карельские аптеки направилось письмо за подписью министра, предписывающее только от "БСС" по госконтрактам получать лекарства со сроком годности менее 60 процентов от установленных производителем, что противоречит федеральному закону о госзакупках. Обсуждалась в Минздраве и возможность изменения условий предоплаты для "БСС": оплачивать ей лекарства не после отпуска гражданам, а до, что также противоречит закону.

С трудом верится, что благосклонность Валерия Дмитриевича к Эдуарду Захрабекову была вызвана ужином в ресторане. Похоже, у следствия впереди еще масса работы.

Достойный противник

Третье уголовное дело Валерию Бойничу обеспечил его подчиненный Георгий Петлицкий. В министерстве он занимает должность консультанта, фактически исполняя роль казенной прислуги. По документам, в середине марта Петлицкий должен был находиться в служебной командировке в Санкт-Петербурге и участвовать в мероприятии по подведению итогов совместной работы "БСС" и Минздрава Карелии. Для этого министерство выплатило ему около 11 тысяч рублей. На самом деле, как выяснило следствие, никакого мероприятия не было. И Валерий Бойнич, подписывавший приказ о командировке Петлицкого, прекрасно об этом знал: подчиненный ему был нужен для выполнения поручений, не связанных со служебной деятельностью, в частности, для того, чтобы носить личные вещи и обслуживать праздничную вечеринку в честь 49-летия "босса".

К слову, возможны и другие уголовные дела в отношении Валерия Дмитриевича. "БСС" – самый крупный поставщик лекарств не только в Карелии, но и по всему Северо-Западу. В нашей республике обороты этой компании составляют несколько сотен миллионов рублей. Составить конкуренцию "БСС" подчас было непросто из-за того, что лоты в конкурсах на поставку лекарств укрупнялись настолько, что многопрофильное предприятие Захрабекова было "обречено" на победу. В результате республика не могла сэкономить на отдельных видах и категориях лекарств. Эти факты выявлены следствием, но в уголовное дело пока не переросли.

На недавней пресс-конференции министр МВД Карелии Михаил Закомалдин назвал Валерия Бойнича "достойным противником". Валерий Дмитриевич вызов принял. Он отказывается давать показания по делу, пользуясь конституционным правом не свидетельствовать против себя. Дело обещает быть долгим. По словам следователей, необходимо провести еще ряд судебных экспертиз. Скорее всего, до нового года Валерию Бойничу даже обвинение не предъявят.

Губернатор беспокоится о судьбе Бойнича

У Валерия Бойнича чудесная карьера, в которой карельский губернатор сыграл не последнюю роль.

Стражи порядка не видят смысла в отстранении Валерия Бойнича от должности заместителя премьер-министра, поскольку он больше не министр здравоохранения и воздействовать на ход расследования дела не может. Допустим, милицию и в самом деле не смущает, что человек, подозреваемый в трех преступлениях, находится в министерском кресле. Но губернатора-то это точно не должно устраивать!

"Карельская Губернiя" спросила Сергея Катанандова, сколько еще уголовных дел должно быть заведено на Валерия Бойнича, чтобы глава республики отправил его в отставку? Мы предупредили, что ответ в стиле "Пока нет решения суда, человек не считается преступником", нас не устроит, так как в мировой практике достаточно только тени, брошенной на политика, чтобы тот добровольно или принудительно ушел в отставку. Люди должны быть уверены в том, что власть добропорядочна. Не так ли, Сергей Леонидович?

"Говоря о мировой практике, приводите, пожалуйста, конкретные примеры, – ответил Сергей Катанандов. – На мой взгляд, мировая практика свидетельствует скорее об обратном. А еще она говорит, что "тени" на заметных в обществе людей бросаются далеко не всегда по праведным основаниям и с благими намерениями. А восстановить доброе имя после этого порой почти невозможно.

Жизнь научила меня осторожно относиться к таким вещам. Махать шашкой, чтобы кругом летели головы, – для этого большого ума не надо. На свои места все расставляют только терпение и время. Свежий пример у всех перед глазами – отстранение от должности по требованию следственных органов министра сельского, рыбного хозяйства и экологии Карелии Ванды Патенко. Я был не согласен с этим. Но было судебное решение, которое подлежало исполнению. А впоследствии Ванда Феликсовна доказала в суде, что ее отстранение от должности было необоснованным и первое судебное решение было неправомочным. Дойдет ли это уголовное дело когда-нибудь до суда, будет ли там что-то доказано – есть большие сомнения. А карьера, деловая репутация и судьба человека уже испорчены. Вам это кажется нормальным?

Мог бы привести немало подобных примеров, но ограничусь еще одним. Если я не ошибаюсь, в свое время в отношении редактора вашей газеты Ивана Гусева также было возбуждено уголовное дело. И не только возбуждено, но и доведено до судебного приговора. Но вам, кажется, это не мешает относиться к нему с уважением и доверием. И ему это не мешает занимать должность редактора общественно-политической газеты, претендующей на роль властителя дум, "четвертой власти"...

Жизнь – штука непростая. И в ней, как говорится, возможны варианты..."

Такое впечатление, что за давностью лет губернатор запамятовал: спустя три месяца после приговора, вынесенного в Карелии, Верховный суд России полностью оправдал нынешнего редактора газеты "Карельская Губернiя", а тогда обозревателя газеты "Столица" Ивана Гусева. (Напомним: речь идет об обвинении журналиста в клевете в отношении председателя Верховного суда РК Бориса Таратунина. – Прим. ред.) Так что никакой судимости у Гусева нет.

Пример с Вандой Патенко тоже кажется странным. В интервью "Карельской Губернiи" Ванда Феликсовна открыто заявила, что с ней "откровенно расправились" – как московские силы, так и местные.

– Мне губернатор не помог, – заявила Патенко. – Я пришла к нему в приемную, он меня не принял. Меня отстранили от должности. Оставили без зарплаты, без пособия. Я была лидером городского отделения "Единой России". Но после всего я вышла из этой партии...

О том, что с Бойничем у главы Карелии особые отношения, свидетельствует хотя бы тот факт, что Валерий Дмитриевич – сосед Катанандова. Они вместе живут в элитном доме на пересечении улиц Красной и Андропова. Говорят, Сергей Леонидович лично отбирал тех, с кем ему придется жить. Мы поинтересовались у главы Карелии, правда ли, что он лично визировал список потенциальных соседей в своем доме?

"За последние годы слышал про себя всякое. Но такую байку слышу впервые, – ответил губернатор. – Вы сами-то в это верите? Мне впору уже собирать коллекцию нелепостей, которые про меня распространяются.

Тогда, при выборе квартиры, у меня были разные варианты. Так случилось, что в пользу именно этого высказалась служба охраны. По их нормативам этот дом подходил лучше, чем другие варианты. Кстати, если вам интересно, режим моей охраны определяю не я – это работа федеральных органов. Так или иначе, эта квартира меня устраивает. Устраиваю ли я моих соседей – лучше спросить у них.

Вообще, у меня к вам есть большая просьба. Как хотите, критикуйте меня, мою политику, мои действия – дом не трогайте. Нехорошо это. Моя семья, тем более мои соседи – они-то ни в чем не виноваты. Я способен за себя ответить сам".

Помимо Валерия Бойнича, в одном доме с Катанандовым прописана жена близкого ему бизнесмена Леонида Белуги, адвокат, представляющий интересы главы республики в судебных процессах, а ныне и.о.председателя Законодательного собрания Карелии Александр Переплеснин, депутат ЗС Валерий Дубов... Мы не сомневаемся, что все эти люди оказались соседями совершенно случайно.

2 миллиона долларов

Нынешний скандал – не первый в биографии Валерия Дмитриевича. С его именем связана некрасивая история, случившаяся в период мэрства Бойнича в Муезерском районе. В районном центре начали строить котельную, под возведение которой выделили около полумиллиона кубометров леса. Лес требовалось освоить и на вырученные деньги возвести нужный объект. Однако котельная в районе так и не появилась. А в 2001 году, когда Валерий Дмитриевич уже оставил кресло муезерского мэра, Контрольно-бюджетный комитет Законодательного собрания республики организовал проверку средств, выделенных на строительство котельной, и выяснил: 2 миллиона долларов растворились в воздухе.

Громкий скандал так ничем и не завершился. Прокуратура прекратила разбирательство. Почему? Ответ на этот вопрос мы попытались найти теперь уже в Следственном управлении СК при Прокуратуре Карелии.

– Дело расследовалось, но было прекращено за отсутствием состава преступления, – объясняет руководитель отдела криминалистики Дмитрий Обухов. – Два миллиона долларов никуда не растворялись. Шло плановое перечисление денег югославской фирме. Республика платила – они делали. Строительные работы были выполнены на 80 процентов. Оставалось закупить котлы, работающие на мазуте. Но было принято решение, что такие котлы покупать не стоит. Финансирование остановилось, работы – тоже. Часть денег, перечисленных югославам вперед, так у них и осталась. Они говорили: "Если хотите, судитесь с нами", но, насколько я знаю, в суд никто не подавал.

Обвинение Валерию Бойничу так и не было предъявлено. Более того, Валерий Дмитриевич ушел на повышение.