Общество "Кока-Кола" местного разлива

Губерния
№50 (707) 09.12.2009

В конце 2009 года на прилавках карельских магазинов появились странные газированные напитки. Издалека бутылки с лимонадом напоминают всем известные "Кока-Колу", "Фанту", "Спрайт" и "Швепс". Но, если приглядеться, замечаешь: названия отличаются. Вместо "Кока-Колы" – "Кола Лайт", вместо "Фанты" – "Фантастик", вместо "Швепс" – "Швепес", а "Спрайт" превратился в "Стрит". Стоят карельские аналоги от "Славмо" вдвое дешевле оригинала.

Копирование известных мировых брендов для России, как и для других стран, – не редкость. Всем знакомы Abibas, Nikce, Riibock и Dolce&Gaebana. Оказывается, в Карелии тоже не гнушаются "паразитировать" на успехе других.

Обознатушки

Ирина Крылова послала своего двенадцатилетнего сына Пашу за "Фантой". Когда сын вернулся с покупкой, мама не сразу заметила подвох. Но, уже наливая лимонад, увидела, что называется он "Фантастик". Название написано похожим шрифтом, этикетка выполнена в той же цветовой гамме. Вкус напитка весьма отдаленно напоминал "Фанту". Изучив упаковку, Ирина увидела торговую марку "Карельская жемчужина".

– Я была очень удивлена, когда узнала, что "Фантастик" – продукт нашего "Славмо", – говорит Ирина. – Никогда бы не подумала, что комбинат до такого "додумается". Интересно, законно ли это? Пить лимонад я не стала.

В Федеральном законе "О защите конкуренции" сказано, что не допускается "…продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица…". Если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может в порядке, установленном ГК РФ, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения.

"Стрит" с "Колой" от "Славмо" больших нареканий не вызывают (кола – дерево, содержащее кофеин, входящий в состав одноименного напитка, а этикетка "Стрита" лишь отдаленно напоминает "Спрайт"). А вот этикетки "Фантастика" и "Швепеса" имеют явное сходство с продукцией компании "Кока-Кола".

Никто ничего не знал

Контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках осуществляет Федеральная антимонопольная служба. Начальник отдела контроля хозяйственных объектов Инна Швец искренне удивилась звонку "Карельской Губернiи".

– Я впервые слышу от вас о том, что "Славмо" выпускает подобную продукцию!

На вопрос, будет ли ФАС предпринимать какие-то действия, Инна Швец ответила, что без официального заявления заинтересованного лица (будь то обманутый покупатель или компания "Кока-Кола") проводить проверку нельзя.

– Пишите заявление, – сказала начальник, – тогда мы организуем комиссию.

В Роспотребнадзоре реакция на сообщение о "плагиате" была примерно такой же.

– ФАС должна провести экспертизу, без ее заключения мы ничего не можем сделать. Нарушения прав потребителей мы не видим. Люди покупают качественный продукт.

– Но если мальчик, желая купить "Фанту", купил "Фантастик", потому что он похож на "Фанту", разве он не обманут? Деньги потрачены, а напиток не тот.

– Обман здесь ни при чем. На этикетке ведь написано, кто производитель? Надо внимательнее читать, что приобретаешь.

– Хорошо, а если человек плохо видит и мелкий шрифт прочесть не в силах?

– Это его проблемы.

В компании "Кока-Кола" тоже не были в курсе карельских проделок. Но ничуть не удивились:

– Периодически мы сталкиваемся с незаконным копированием нашего бренда. Конечно, проводим проверки. Как правило, до суда дело не доходит. Достаточно официального письма с претензией на имя генерального директора, и компания меняет этикетку. Бороться с нами отваживаются редко.

Теперь "Кока-Кола" собирается организовать проверку в Карелии.

Народ требует

Директор по маркетингу ОАО "Славмо" Николай Васильев рассказал "Карельской Губернiи", что новая линия лимонадов создана исключительно для привлечения покупателей:

– Мы провели опрос среди жителей республики и выяснили, чего они хотят. Им хочется пить современные напитки типа "Кока-Колы", и чтобы стоили они недорого. Мы дали дизайнерам задание создать современный дизайн этикеток для новой линии лимонадов. Они и создали.

– Разве создать современный дизайн – значит скопировать известный бренд?

– Кто же его скопировал? Наши этикетки всего лишь похожи на всем известные, до копии им далеко.

Сходство до степени смешения Васильев отрицал (правда, признал, что "Фантастик" и "Швепес" очень похожи на оригиналы) и вообще вел себя совершенно спокойно. Показал журналисту этикетки и даже налил стаканчик "Фантастика" на пробу.

– Странный привкус во рту остается потому, что наши лимонады на основе природной минеральной воды, – пояснил директор. – Мы отвечаем за качество нашей продукции. Люди покупают – им нравится. К тому же и цены на наши лимонады значительно ниже, чем на продукцию "Кока-Колы".

На вопрос, согласовывало ли "Славмо" выпуск новой линии продукции с "Кока-Колой", Николай Васильев рассказал, что у них ещё в августе побывал агент и увез с собой образцы. Никаких претензий компания не предъявляла. Узнав от журналиста о том, что "Кока-Кола" даже не в курсе "славмовских" дел, директор пожал плечами: "Видимо, их агенты плохо работают". И добавил: если компания предъявит претензии, "Славмо" просто поменяет этикетки. Всего-то дел.