Тема номера Особняк за так

Надежда Меккиева
№34 (744) 25.08.2010

Неспокойные подчиненные достались в наследство карельскому губернатору Андрею Нелидову. Не прошло и месяца, как новому главе республики пришлось разбираться в некрасивой дачной истории высокопоставленных чиновников. Как выяснила Карельская прокуратура, четверо сотрудников губернаторской администрации арендовали государственные домики в дачном поселке Шуйская Чупа, что по соседству с президентской резиденцией. Но за такое шикарное место в сосновом бору на берегу озера Укшезеро чиновники в обход закона платили сущие копейки.

Снесла дом

Так, арендатор Анатолий Моисеев, бывший заместитель карельского министра труда, совсем недавно ставший первым замом руководителя губернаторской администрации, в год платил всего 1 300 рублей. Хотя если платить, как того требует методика расчета, сумма и так получалась смешная – 22 тысячи в год. Заметьте, не в месяц, а в год. Вот уж не верится, что на зарплату чиновника эти расходы не потянуть. Между тем в число «бедных» попали такие сотрудники губернаторской администрации, как начальник Управления социально-экономического развития Клара Шевченко, начальник Хозяйственного управления Виктор Асанов, теперь уже бывший заместитель главы администрации Владимир Войнов, а также непосредственно бывший руководитель администрации Людмила Косюк. Все они получили домики в аренду в 2008-2009 годах, из-за «льготников» в год карельский бюджет недосчитывался порядка 70 тысяч рублей. Казалось бы, не такие большие деньги. Да и сами арендуемые домики, справедливости ради, представляют собой довольно ветхие строения. Кстати, договор аренды с отдельными чиновниками заключался сроком до 50 лет. Полвека возделывать огород и жить в полуразвалившихся домиках – вовсе не этого жаждали высокие дачники. К примеру, Людмила Косюк привыкла к комфорту и жить предполагала в двухэтажном коттедже из белого кирпича. Как выяснила прокурорская проверка, возводился особняк на месте незаконно снесенного деревянного дома.

– Как поясняла Людмила Косюк, по ее мнению, снесенный дом не имел никакой ценности и его остаточная стоимость была ноль рублей, – рассказал и.о. начальника отдела Карельской прокуратуры Алексей Дорохов. – Но предварительное исследование показало, что стоимость дома – порядка 900 тысяч рублей.

Пока особняк строился, без всякого договора аренды Людмила Косюк занимала еще один деревянный домик дачного поселка. По словам чиновницы, там она хранила какие-то вещи. Еще не достроив дом, Косюк успела оформить право собственности на него.

Так, на месте государственной собственности возникла личная недвижимость.

Развалюхи только пенсионерам

Как убедилась «Карельская Губернiя», строящийся коттедж Людмилы Косюк выглядит довольно скромно на фоне роскошных особняков местных обитателей. И дачный поселок продолжает активно застраиваться: всюду работают строители, а стройматериалы завозятся целыми грузовиками.

– Года два назад сюда приезжала, было только два скромных деревянных домика, – вспоминает жительница одного деревянного домика Ванда Кица. Когда-то вся Шуйская Чупа состояла из таких деревянных домиков еще довоенной постройки. На этих дачах в советское время отдыхали семьи карельского руководства. Сейчас из прежних жителей остались от силы три семьи. Муж Нины Григорьевны фронтовик Михаил Захаров в свое время работал в обкоме партии, больше 40 лет назад госдачу он получил в безвозмездное пользование, то есть за аренду семья не платит. Жить в ветхом доме пенсионерам тяжело: тепла нет, воду приходится носить из озера. Понятное дело, соседи, владельцы роскошных новостроек, таких тягот не знают. Как рассказывает Нина Захарова, первой, кто построил на берегу Укшезера дом, была депутат Госдумы Валентина Пивненко. Потом дачи росли как грибы. Но не все строили на пустующих участках. По словам Нины Захаровой, Косюк не единственная, кто снес госдомик.

– Почти все новые дома построили на месте старых, – рассказывает Нина Григорьевна. – Вот дом по соседству – говорят, те, кому он передавался в безвозмездную собственность, умерли. Говорят, там теперь будет жить торговый представитель России в Финляндии Валерий Шлямин.

– Думаете, он снесет этот домик?

– Конечно. Не будет же жить в такой развалюхе!

Нервные и грубые

– Простых людей здесь нет! – говорит о соседях Нина Захарова.

И это ощущается не только по внешнему виду домов, но и по поведению владельцев. Угрюмые, неприветливые дачники на все расспросы «Карельской Губернiи» реагировали нервно, откровенно грубили. Сосед Валентины Пивненко пригрозил спустить собак.

Новые хозяева установили в дачном поселке свои порядки. Так, въезд на дачи закрыт шлагбаумом, чтобы проехать на машине, надо открыть замок, в противном случае порядка километра-двух придется идти пешком.

– Раньше можно было взять ключ на КПП, что перед президентской дачей, – говорит Ванда Кица. – А потом замок поменяли, пришлось делать ключ. Однажды приехала, а замок снова поменяли.

Комендант и воры

Интересно, что у дачного поселка есть свой комендант, в чьи обязанности входит следить за порядком. Вот только некоторые так называемые простые жители поселка ни разу его в глаза не видели. И чем занимается комендант, для них остается загадкой. В комендантском домике нас встретила только жена дачного смотрителя. Сначала женщина говорила, что муж скоро подъедет, где-то через полчаса показания поменялись:

– У него защемление позвонка, – сказала комендантская жена. На вопрос же об обязанностях коменданта пояснила, что следит он только за госсобственностью, то есть теми ветхими деревянными домишками. На сегодняшний день их осталось всего 13.

– Мало ли кому плохо станет, надо будет срочно позвонить, или с канализацией что случится, или электрика надо вызвать, – перечислила комендантша нехитрые обязанности мужа. Похоже, следить, чтобы на месте домика вдруг не оказались развалины, не комендантская компетенция.

– Вы слышали о скандале с дачей Косюк?

– Воры должны сидеть, а не управлять, – отмахнулась женщина, быстро зашагав к дому. Перед этим, правда, не забыв записать наши фамилии, как она пояснила, по просьбе небезызвестного нам Виктора Асанова, который, оказывается, пока мы ходили по дачному поселку, пил чай в доме коменданта.

Выселила и снесла

Карельская прокуратура обратилась в суд с иском о сносе новостройки Косюк. По материалам прокуратуры, Следственное управление МВД возбудило уголовное дело по статье «Самоуправство». Чиновнице может грозить штраф до 80 тысяч рублей, до 240 часов обязательных работ, до двух лет исправительных работ или арест до шести месяцев.

Остальные чиновники-льготники поднатужились и вернули казне реальную стоимость аренды домиков. Кроме того, по требованию прокуратуры губернатор Андрей Недидов наказал виновных – выговор получил начальник отдела аренды карельского Минприроды.

Что же касается дачников, по чьим стопам пошла в свое время Людмила Косюк, вряд ли им что-то грозит.

– Сейчас мы не можем дать оценку, насколько обветшалые были те, снесенные дома, – говорит и.о. начальника отдела Карельской прокуратуры Алексей Дорохов. – В случае с Косюк была женщина, которая ранее жила в снесенном домике и которую попросили переселиться в другой домик. По словам женщины, снесенный дом был пригоден для проживания.