Общество Грязный рафтинг

Алексей Бородин
№34 (744) 25.08.2010

Кооператив «Дружба» возле поселка Матросы появился тридцать лет назад. Тогда люди радовались, что смогут проводить жаркие летние месяцы рядом с Шуей, купаясь в прозрачной воде, и гулять по сосновому лесу. Но соседство с рекой вышло боком.

Сегодня берега оккупированы поклонниками активного образа жизни со всей России, особенно из Москвы и Санкт-Петербурга. Любители рафтинга, байдарочного спорта и каяка сплавляются по шуйским порогам, а заодно портят экологию и нервы дачников. Жители кооператива пошли на решительные меры: несколько дней назад они перегородили шлагбаумом дороги, ведущие через их поселок. Свои действия люди объясняют просто: «общаться» с туристами они больше не могут.

– Машины через поселок ездили круглосуточно. Днем туристы едут к реке, а ночью – в магазин за выпивкой. Едут, разумеется, пьяные – кто их в деревне контролировать будет? – жалуется дачница Людмила Любовина. – Причем катаются эти ребята как по трассе, не сбавляя скорости. Три недели назад сбили девушку. Не насмерть, к счастью. Вчера чуть не сбили мою соседку – она едва успела отскочить. Сколько замечаний делали – а что толку? Все равно через пару дней другие туристы приезжают, и все заново. Мы дорогу каждый год ремонтируем за свои деньги, а они ее разбивают за один месяц. Вот и перекрыли. Да и вообще поведение этих туристов далеко от идеального. Дрова они у нас воруют, на огороды по ночам наведываются. И мусора от них немерено!

Председатель кооператива Раиса Фомина убеждает: дорога перекрыта на законных основаниях. Существует кадастровый план, на котором четко обозначена земля дачников. Фактически шлагбаум закрывает въезд на их частную территорию, так что никаких претензий быть не может. Однако глава Матросского поселения Сергей Черняков в этом сомневается:

– Сейчас мы решаем вопрос, чтобы хотя бы жителям поселка проезд разрешили. Но вообще по пожарным нормам они не имеют права перекрывать дорогу, так что тут судить можно по-разному.

Бутылки падают с неба?

Воруют ли туристы кабачки с дачных огородов, нам выяснить не удалось, а вот мусорные кучи возле реки действительно встречаются на каждом шагу. Совершенно очевидно – в таких «промышленных» масштабах его могут производить только те, кто приезжает сюда не на один день. И чем ближе к палаточным городкам, тем серьезнее загрязнен лес. Однако сами любители активного отдыха, а тем более туристические компании, этот отдых организующие, свою вину категорически отрицают. Дескать, мы сюда приезжаем для того, чтобы на рафтах покататься, а не природу загадить.

– Я сам постоянно организую подобные мероприятия, – рассказывает Кирилл Аксенов, турист из Москвы. – И я очень хорошо знаю: больше всего мусора – от местных, которые хотят выпить на природе, а не от спортсменов. Мы же сюда не бухать приезжаем, вы поймите! И приезжаем мы из года в год, поэтому не собираемся загаживать этот лес. Скорее наоборот – и свой мусор увезем, и чужой прихватим.

Тем не менее на жертв «дачного произвола» столичные туристы вовсе не похожи. При появлении журналистов куда-то исчезла бензопила, еще минуту назад бодро жужжавшая возле палаток. Неужели поклонники рафтинга озаботились тем, чтобы заранее получить разрешение на рубку леса? Нет, такого разрешения не имеется. По словам туристов, дрова, которые лежат возле костра, куплены в поселке. Для чего же тогда бензопила? Ответа нет. Знают ли столичные гости, что в карельских лесах запрещено разводить костры из-за опасности пожара? Знают. Зачем разводят? Чтобы еду приготовить. Жаль только, сотрудникам МЧС этого объяснить не получится – те уже с ног сбились в борьбе с лесными пожарами…

И так по всем пунктам. Каждая туристическая группа, к которой мы подходили, на словах выглядела чуть ли не ангельски: мусор они увозят, водку не пьют, по ночам не шумят. Все это – дело других туристов, которые приезжали до них (и, очевидно, приедут после). Между тем возложить всю вину на отдыхающих тоже не получается. Если лес находится в ведении Пряжинского муниципального района, где же хоть какие-то меры по его защите? Где лесники и участковые, нещадно штрафующие приезжих за мусор, костры и рубку деревьев? Где попытки облагородить территорию и сделать ее комфортной для «цивилизованных» туристов? Ведь рафтинг на шуйских порогах появился не вчера и использовать этот ресурс надо с умом – пока есть что использовать.

– Землей занимается администрация района, – объясняет Сергей Черняков. – На сегодняшний день поданы две заявки на сдачу в аренду этого участка с порогами. Надеюсь, что в течение осени и зимы будет проведен конкурс и территория обретет хозяина. Может быть, в следующем сезоне здесь уже появится ответственный человек, который будет заниматься туризмом. Претенденты есть.

Появится ли у шуйских порогов хозяин, время покажет. Пока что ситуация очень характерная: сегодня туристическая отрасль Карелии – лишь удобная тема для правительственных докладов. А в реальной жизни лучшим ее воплощением служит шлагбаум в кооперативе «Дружба».