В Питкярантском районе в поселке Леппясилта нет источника питьевой воды.
Вернее, это касается четырех домов, находящихся в стороне от основного поселения. До ближайшего колодца или родника людям приходится добираться более полутора километров. Воду из озера можно использовать только для технических нужд. Так что зимой они возят сорокалитровые бидоны на санках, а летом сколачивают тележки. Одна женщина и вовсе наловчилась перевозить воду на инвалидной коляске. Никто не приезжает чистить им снег, электричество пропадает от ветра и любой другой непогоды. Так существуют они уже около двадцати пяти лет. Но только этим летом им подсказали, что так жить нельзя.
– Зять соседки приехал, увидел, как быстро вода расходуется, и в ужас пришел, – рассказывает Сергей Поляков, житель одного из четырех позабытых всеми домов. – Ну, мы тогда и подумали, может, правда, так жить нельзя и кто-то должен нам помочь.
В 80-х годах зверосовхоз «Прибой» расселил несколько семей на этот хутор. Почва каменистая, колодцев нет, ближайшее озеро пугало своим цветом и доверия не вызывало. Поначалу людям завозили воду в цистерне молоковоза, но использовать эту мутную жидкость селяне брезговали и поили ею домашних животных. Сами же брели по полтора-два километра к родникам. Пока, говорят, молодые были, это не слишком напрягало. Но вскоре совхоз разорился, животные умерли, молоковоз истлел, а люди остались. Только про них как бы забыли.
– У нас же даже снег никто не чистит, – сетует Поляков. – Этой зимой представляете, что творилось? Снег уже кидать некуда было. Ближайший магазин в Импилахти, в восьми километрах. Туда же доехать надо. А нам до дороги не добраться. Электричество от любого ветра вырубается, напряжение скачет. У нас уже холодильник из-за этого сгорал. Ближайший родничок в полутора километрах, струйка маленькая, но чистая – мы воду ковшиком собираем и в канистру льем. Но пожилым людям это все тяжелее и тяжелее делать.
В центральной части деревни пробурена скважина, во дворе одного из домов есть колодец, но туда от хутора почти два километра ходу. Дико в общем все как-то. Люди написали письма в сельсовет и в администрацию Питкярантского района, но никакого ответа не получили. Лишь депутат Бондарев позвонил им, уточнил, чего, собственно, они хотят, и пообещал подумать. На том все и затихло.
Глава Импилахтинского сельского поселения Юрий Повичан объяснил «Карельской Губернiи», что о проблеме узнал только летом. После того как хуторяне наконец обратились к нему за помощью. Он послал депутата Бондарева узнать, чего конкретно хотят граждане. Разобравшись, что хотят они воды, глава поселения направил им письмо с предложением встретиться и поговорить. Копия этого письма в сельсовете действительно имеется, но до жителей Леппясилты депеша сия не дошла. Видимо, затерялась в почтовых лабиринтах бескрайней нашей отчизны. Однако в любом случае Юрий Леонидович не знает, чем он может помочь обезвоженным поселенцам. Ведь экскаватор в его ведении старый и на скалистой той почве колодец ему не прогрызть. А новый экскаватор купить не на что. О скважине и мечтать не приходится. Бурение, говорят, стоит миллионов десять. А весь годовой бюджет поселения составляет 1 миллион 160 тысяч рублей. Можно, конечно, просто возить людям воду на какой-нибудь водовозке. Но ни одной такой машины в хозяйстве у Юрия Леонидовича нет. И купить ее так же, как и экскаватор, не на что. Можно попробовать арендовать машину в Питкяранте или Ляскеля, чтобы раза три в неделю она ездила в Леппясилту. Но машины эти наверняка загружены. Да и водителю надо платить. И за бензин. Плюс амортизация. А таких денег тоже взять неоткуда. На МЧС деньги заложить надо, на антитеррористическую деятельность, очистные сооружения не работают, из аварийного жилья человека переселить надо. Но некуда. Если же он попросит помощи в администрации Питкярантского района, то ему наверняка откажут, сославшись на некий 131 закон, согласно которому за все хозяйственные вопросы поселения должен отвечать его глава. И все же Юрий Леонидович пообещал «как-нибудь» проблему решить. Лично приехать в Леппясилту, поговорить с людьми, выхлопотать водовозку. И будь что будет. Но, конечно, эта задача – обеспечить несколько человек питьевой водой – дело, увы, не одного дня…
«Карельская Губернiя» попыталась узнать, что же думают по поводу данной проблемы в питкярантской мэрии. Неужели не помогут? В отделе ЖКХ питкярантской мэрии нам ответили, что впервые слышат о водной беде. Видимо, письмо жителей находится в депутатском Совете. Ведь только Совет имеет право вносить изменения в бюджет. Но он был на летних каникулах. Ближайшее заседание – в сентябре. Однако у района только за отопление долг порядка 9 миллионов рублей. На мазут для котельной поселка Харлу приходится отрывать средства у детских садов и школ. Так что в этом году вряд ли что-то удастся сделать. Разве что попробовать раз в неделю отправлять в Леппясилту машину с водой. Но и на это деньги нужны. А их нет.
Вот в общем примерно так. Страна богатая, но все в ней бедные; денег много, но никто не знает, где они лежат. Ну а если чего случится, то отвечать за все в любом случае будет Повичан. А кто ж еще?
P. S. «Карельская Губерния» связалась с новым главой Карелии. Губернатор Нелидов поблагодарил за сигнал и пообещал рассмотреть возможные варианты оказания помощи хуторянам из Леппясилты.