Общество Совсем хреново

Александр Фукс
№42 (804) 19.10.2011

Странны дела твои, Господи! В Карелии принята программа по переселению соотечественников из-за рубежа. Планируется принять 1080 чудаков и потратить на это 21 миллион федеральных рублей. Такую приятную новость сообщила народу «Российская газета». Согласно этой программе, людей, желающих перебраться в наши палестины, будут селить в Сегежском, Беломорском, Медвежьегорском и Муезерском районах – то есть далеко не в самых благополучных местах республики. О как!

По-красивому, если кто не знает, это называется «в средней Карелии». Ибо промеж этими черными дырами имеются «тесные экономические связи» и «общая специализация по переработке полезных ископаемых и глубокой переработке леса». А также у нас оттуда, оказывается, есть выход к «границе Европейского союза».

Так почитаешь и подумаешь: и правда, чего ж там не жить? Ведь Беломорск и Сегежу связывают не просто «тесные экономические связи», а целый Беломорканал. Это ж сюда раньше ссылали наших ссыльно-каторжных, а теперь вот решили переселить дорогих соотечественников. Типа «ребзя, айда к нам, у нас тут такая глубокая переработка полезных ископаемых! Во глубине карельских руд не пропадет ваш скорбный труд! Вот и Ходорковский уже перебрался!» В Беломорске, по словам старожилов, какашки прямо из трубы падают в море, помойка в каждом втором дворе, оттуда, говорят, даже селедка ушла. А мы вместо селедки поселим туда соотечественников – нате, живите, у нас тут где-то выход в Европейский союз затерялся… А знаменитый запах в Сегеже! Нет, если ветер в другую сторону, то можно даже дышать носом. Ну а уж если не в другую… И бывшие зэки кругом. Перевоспитались, жизнь наладили, переселенцев поджидают… В Медвежьей Горе экология скончалась в муках еще до революции, а вокруг Муезерки Лукоморье одно: ни дорог, ни кина и паровозы отменили. Ну грех не переселиться.

Журнал «Русский репортер» недавно опубликовал рейтинг районов нашей необъятной Родины по качеству жизни. Учли доходы, безопасность, выживаемость малых детей, наличие рабочих мест и в том числе миграционную привлекательность. Карелия в этом списке – на почетном 70-м месте. Мы предпоследние в разделе «так себе». Ниже нас только двенадцать регионов, в которых «плохо» и «совсем хреново». И ведь там учитывалась вся Карелия. С Костомукшей, Петрозаводском, Кондопогой и Приладожьем. Нет, в Сортавале, конечно, тоже беда, но там хоть климат помягче, места красивые и, действительно, граница неподалеку. Эти районы нас, видимо, и втянули в «так себе». Не будь их, мы бы уверенно болтались между Тывой и Алтаем в «совсем хреново». Леспромхозы закрылись, сельское хозяйство умерло, котельные устарели, поезда отменили, дороги не построили – милости просим, гости дорогие. Федеральный бюджет компенсирует вам расходы на переезд в Муезерку и в другие медвежьи углы нашей лесистой республики.

Эх! У нас прекрасные охота, рыбалка и почти круглый год можно ходить на лыжах. Как надел лыжи в октябре, так и не снимаешь их до июня. Лыжи очень удобны в быту, ведь лыжными палками можно отгонять волков и тыкать в медведей. В июне же наступает пора прятаться от клещей и истязать ладошками комаров. А как хорошо у нас в июле! В июле у нас в средней Карелии – лето. Не каждый, конечно, год, но часто. В это время можно ходить без пальто, а в особо удачные дни подходить к водоему и орошать им ноги. В августе, правда, уже начинается осень, но зато появляются грибы и пропадают грибники. Грибники уходят за грибами и исчезают рядом с ними, как исчезали в сказочных пещерах охотники за сокровищами. Грибников разыскивают специальные люди-эмчеэсники, узнать которых в лесу можно по усталому мату и добрым глазам. Иногда вместо грибника они обнаруживают в чаще заплутавшего ягодника. В принципе, это тоже неплохо. Ибо ягодник, в конце концов, тоже человек. В сентябре из болот поднимается клюква, а комары и мошки, наоборот, уходят спать. А дальше выпадает снег, из сеней достаются лыжи, палками от которых, как я уже докладывал, очень удобно тыкать в медведя. В общем, больше у нас пока делать нечего. Так что приезжайте к нам, дорогие соотечественники. Не пожалеете.