Спорт и отдых Это даже не балет…

Александр Радченя
№42 (804) 19.10.2011

Неизвестно, что сказал бы величайший композитор XX века Игорь Стравинский, если бы он увидел свои балеты «Весна священная» и «Пульчинелла» в нашем Музыкальном театре.

Но петрозаводчане приняли эту премьеру, открывшую новый театральный сезон, с восторгом. Причем, как говорят сами постановщики, «это даже не балет, а современный танец, которого еще не знала петрозаводская сцена».

Впрочем, нечто подобное говорили и во время самой первой премьеры «Весны священной» в 1913 году в Париже. Там зрители в отличие от петрозаводчан топали ногами и свистели в ответ на возмутившие их своей непонятностью музыку и еще более странные танцы. С тех пор прошло 100 лет. За это время музыка Стравинского стала нравиться всем, а его балеты ставят величайшие хореографы мира.

Однако петрозаводская постановка сильно отличается от предшествовавших ей на других сценах. У нас балет поставил молодой хореограф из Швеции Мартин Форсберг. Он перенес действие из эпохи Древней Руси, как это было задумано Стравинским, в день сегодняшний. Перед нами предстает не языческая поляна, как это было в Париже, а современный абстрактный офис. Исполнители бегали по сцене не в народных костюмах, а в таких же, в каких сидели и зрители в зале. Тем самым Форсберг хотел сказать, что и через века ничего не изменилось в человеческом сознании, что все так же царствует безликое большинство. Оно губит всякого, не вписывающегося в толпу.

Второй, показанный в нашем Музтеатре балет Стравинского называется «Пульчинелла». По имени героя итальянской комедии масок дель арте и по мотивам неаполитанской сказки XVIII века. Поставил его в более традиционном стиле ведущий танцовщик петрозаводского балета Владимир Варнава.

– Что легче: танцевать или ставить? – спросила «Карельская Губернiя».

– Ставить сложнее, и дело не в придумывании движений для танцоров. Работа балетмейстера здесь как раз не так сложна. Тяжело «собрать» спектакль. Ведь и свет, и костюмы, и декорации, и образы должны быть тщательно продуманы, чтобы все на сцене «жило» и работало на зрителя.

– Эти два балета – первые ласточки в задуманном вашим худруком Кириллом Симоновым проекте: показать на петрозаводской сцене все 11 балетов Стравинского. Будете ли вы еще приглашены на роль постановщика?

– В ходе этого проекта нам предстоят встречи с молодыми западноевропейскими хореографами. Что касается меня, поживем – увидим. Ждем с нетерпением февральской премьеры балета «Золушка». Его ставит Кирилл Симонов, а я буду танцевать… мачеху.