Общество Обломки убрали незаметно

Илона Радкевич
№28 (842) 11.07.2012

Больше недели военные освобождали лес от обломков упавшего СУ-27, и, к великой радости местных жителей, работу проделали тихо и незаметно. Напомним, катастрофа произошла утром 28 июня: истребитель, выполнявший плановый полет на разведку погоды, при заходе на посадку упал неподалеку от жилых домов.

Вспоминая трагедию, которая произошла более 22 лет назад, когда там же, под Бесовцом, разбился военный истребитель, местные жители рассказывали о том, что никто из людей в погонах не кинулся его разбирать и вывозить: обломки самолета валялись на земле до тех пор, пока предприимчивые граждане не сдали их в металлолом.

За обломками СУ-27 приехали уже на следующий день.

– Военные подъехали на огромной машине и остановились перед шлагбаумом, – вспоминает Алла Петрушина из дома, рядом с которым в день катастрофы истребителя прошла не одна сотня человек (жилище женщины оказалось наиболее близко к месту падения). – Пока стояли, довольно громко друг с другом разговаривали. Мы слышали, как они обсуждали, кто из них пойдет спрашивать у нас разрешения въехать на машине во двор.

– Алла – добрая душа, говорит мне: «Ребятам тяжело будет работать, пусть, может, заедут», – рассказывает ее соседка. – А я вот считала, что не нужно этого делать. Таскали бы они через наши огороды эти части с керосином. Но они, видимо, и сами поняли, что так не пойдет, развернули машину и уехали. И вот больше недели они вязли в болотах, но были там. Нас даже не побеспокоили.

Самолет упал в болотистую местность. Именно это, считают жители, их и спасло.

– Если бы был сильный удар в глинистое место, самолет бы, наверное, ТАК взорвался: мало бы не показалось, – говорит Алла Петрушина.

В момент катастрофы женщина стояла на остановке: собиралась поехать на работу. Оттуда и увидела, как падает истребитель:

– У меня издалека сложилось впечатление, что он прямо на мой дом упал. Хорошо, думаю, ушла. Жалко только собаку было. Я, конечно, сразу поспешила обратно. Мы всегда боялись этих полетов. Они же постоянно кружат над нашими головами.

– Мы не раз говорили военным о своих страхах, – рассказывает соседка Аллы Павловны. – Но нам отвечают, что это проблема всех населенных пунктов рядом с аэропортами. Так мы же не возражаем. Мы понимаем, что живем рядом с аэропортом и обречены слышать эти самолеты, но зачем выделывать над нами все эти пируэты? Мне иногда кажется, что они нам демонстрируют свое мастерство. Как «Витязи». Мальчишкам, конечно, интересно. Они смотрят, говорят: «Здорово». А нам абсолютно не интересно. Мы ничего кроме страха и стресса не испытываем. Потому что машины-то старые. Если по тридцать лет машинам, то какая здесь безопасность? Какая здесь гарантия? Никакой. И ведь пилоты опытные были. Не молодежь какая-то, как мы сначала подумали.

– Военные, – говорят местные жители, – изначально вели себя исключительно вежливо: спрашивали разрешения пройти по двору, все объясняли, успокаивали. Правда, – замечают некоторые обитатели Бесовца, – лучше бы они так вели себя в небе.

«Люди в генеральских погонах, они же просто хулиганили перед тем, как уронили машину, свидетелей – масса, – поделился с «Сампо ТВ» своими переживаниями после авиакатастрофы священник Андрей Верещагин. – Ходили на «бреющем» над крышами домов, выполняли фигуры высшего пилотажа на такой минимальной высоте, что чуть крыши домов не задевали. Зачем это делать? Для чего? Я не могу понять».

Когда военные покинули место крушения, жители одного из домов обратили внимание, что деревянная опора линии связи лежит прямо на крыше их дома.

– Она и раньше, конечно, была сильно покосившись, – говорят люди. – Но самолет задел деревья, деревья задели провода, и вот результат.

Обитатели дома не на шутку перепугались:

– А если дождь, молния? Не дай бог, загорится дом.

– Я уже куда только не обращалась, – пожаловалась нашей редакции владелица одной из квартир Светлана Иванова. – Все нас отталкивают. Говорят: «Пишите заявление». А куда его писать?

Несколько дней жители дома звонили и бегали по всевозможным инстанциям с одним и тем же вопросом: «Чья опора?». Этот же вопрос задавали различным ведомствам и мы. Имущество никто не опознал. Однако бесконечные звонки, похоже, дали-таки результат: опору подняли. Кто? Жителям неизвестно. Да и не очень-то интересно. Главное, жить стало безопасно. Во всяком случае, до тех пор, пока не возобновились полеты СУ-27.