Политика Про детей-сирот и «приезжих» министров

Глеб, политолог Яровой
№44 (858) 31.10.2012

Я не люблю рассуждать о деньгах, тем более – чужих. Но иногда так хочется высказаться, пусть коротко. В общем, скрепя сердце, буду считать. Недавно Комитет по социальной политике Законодательного собрания РК обсуждал региональный закон о мерах по социальной поддержке детей-сирот (точнее, поправки к уже действующему закону). Что любопытно: законопроект был подготовлен совместно депутатами обеих «Россий», представленных в региональном парламенте, – и той, которая «Единая», и той, которая «Справедливая».

Нынешний состав Заксобрания не перестает меня удивлять вот уже много месяцев: по весне депутаты долго не могли найти общий язык, возвращаясь к одним и тем же вопросам и «переголосовывая» их по несколько раз. По осени среди депутатов вдруг обнаружилось небывалое согласие; чего стоит единогласное голосование по бюджетным поправкам. А теперь оппозиция (СР) и власть (ЕР) задумали совместное инициирование законопроектов. Да еще и коалиционно выступать против самого главы республики. Впрочем, обо всем по порядку.

Смысл предложенного законопроекта прост: законодатели предлагают выделять из республиканского бюджета единовременное пособие в размере 100 тысяч рублей усыновителям сирот. Эта мера, по мнению депутатов, будет стимулировать усыновление – наиболее продвинутую форму семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. И с этим, замечу, сложно не согласиться: предлагаемая сумма невелика, конечно, но для многих семей может быть весьма существенной прибавкой к семейному бюджету. Особенно в сравнении с ныне действующей нормой – 15 (!) тысяч рублей при усыновлении. Смешно, правда? Или – грустно? А если учесть, что на содержание одного ребенка в детдоме ежемесячно выделяется 16 тысяч рублей, становится ясно, что с помощью такой меры можно не только детей в семьи определить (что само по себе важно), но еще и начать экономить государственные деньги (не забудем и о том, что государство обязано предоставлять выпускникам детских домов жилье и т.д.).

Но представители правительства в лице заместителя министра финансов с доводами депутатов не согласились, сославшись на то, что принятие поправок в действующий закон приведет к увеличению расходной части бюджета следующего года на 5 миллионов рублей. И эти деньги не иначе как «потопят» нашу республику. Оставлю за скобками аргументацию сторонников поправок – членов Комитета по соцполитике, и противников – представителей Минфина (при желании любой может ознакомиться с ней, посмотрев трансляцию на сайте Заксобрания. Законопроект будет еще рассматриваться на следующем заседании ЗС РК).

Выслушав жалобы представителей правительства на бюджетные проблемы (а их наличие, впрочем, не подлежит сомнению), я вспомнил о попавшем мне на глаза в разгар летнего политического затишья документе о, так сказать, мерах социальной поддержки членов Правительства РК (полное его название многословное, так сразу и не запомнить, но суть передана верно). Тогда этот документ особых эмоций у меня не вызвал, поскольку нынешний бюджетный кризис был еще впереди… А вот теперь вспомнился.

Вкратце, речь идет о том, что каждому приезжему члену правительства, не имеющему жилья в Петрозаводске, выплачивается ежесуточно (!) одна тысяча рублей на аренду жилья, если он проживает один, или полторы тысячи рублей, если он проживает с семьей. То есть на каждого «приезжего», получающего немаленькое – по сравнению со среднестатистическим – вознаграждение за свою деятельность, доплачивают от 30 до 45 тысяч рублей ежемесячно за аренду жилья. Чтобы на оставшуюся зарплату могли «свести концы с концами». А теперь посчитайте, сколько их у нас в правительстве и сколько на это потребуется бюджетных денег.