Общество Основатели деревни-музея Кинерма затеяли новый проект

Александр Фукс
№24 (890) 12.06.2013

Посреди деревни Ведлозеро стоит сарай. В нем Ольга Гоккоева придумала организовать Дом карельского языка.

Нет, неправильно начал. Попробую по-другому.

В деревне Ведлозеро проживают около тысячи человек. Как минимум для половины из них карельский язык является родным. Но постепенно он умирает. Молодежь начинает стесняться разговаривать на языке своих родителей. И вот Ольга Гоккоева решила создать в деревне центр по изучению, развитию и популяризации родного языка.

Более десяти лет назад Ольга вместе со своим мужем Романом и сестрой Надеждой занялись возрождением деревни Кинерма. Особенным было то, что в ней из 17 домов 7 являлись памятниками архитектуры. Пять изб, часовня и баня. Без каких-либо новоделов и современных украшательств. Как их построили 150-200 лет назад, так они и стояли. Только разваливались потихоньку. Ольга и Роман смогли получить в Финляндии гранты на создание своеобразного живого музея. Построили колодцы, отреставрировали избы, подготовили уникальную экскурсионную программу. В итоге Кинерма сегодня – один из основных туристических центров в нашей республике. В этом году деревня получила официальный статус культурной достопримечательности. За год там – до двух тысяч туристов. Все, как в старину, а заодно, как в кино. Заходишь в древнюю избушку, приоткрываешь старинный шкафчик – а в нем... посудомоечная машина. Отодвигаешь деревянную дверку – а за ней финский биотуалет и душевая кабинка. Прикрыл – и снова оказался в Карелии XVIII века. В общем, удивительный для России образец соединения подлинности и современности.

И вот этой самой Ольге Гоккоевой пришла идея создания Дома карельского языка в шести километрах от Кинермы – в Ведлозере.

– Я ведь очень много времени провожу в Финляндии, – говорит Ольга. – Насмотрелась на наших эмигрантов, чьи дети уже не понимают своих родителей. Стесняются говорить на родном языке, предпочитая язык большинства. А я уверена, что стыдиться своего языка и своей национальности нельзя.

Ольга планирует, что в этом доме будут проходить международные семинары, практика шведских и финских студентов, что он станет настоящим международным центром развития карельского языка. Но кроме того, ей хочется, чтобы там можно было просто попить чаю, пообщаться, позаниматься спортом и… согреться. Потому что, скорее всего, это будет единственный теплый дом в Ведлозере.

– Сейчас в деревне есть сельский клуб, – продолжает Ольга. – Но зимой в нем так холодно, что без пальто там особо не поразвлекаешься. Щели такие, что все тепло уходит. И стоит он прямо на земле, на гнилом месте. А это здание находится в самом центре деревни, на возвышенности, прямо напротив озера. Когда мы его доделаем, он превратится в своеобразную гостиную села.

Ольге уже удалось заинтересовать своей идеей финские организации «Друзья Кинермы» и «Общество карельского языка», она создала общественную организацию «Дом карельского языка», и Пряжинская администрация пообещала безвозмездно отдать им пустующее здание. Пока у проекта нет практически никакого финансирования, но жители Ведлозера выходят на субботники, из Оулу презжают реставраторы, из Сейнойоки – консерваторы. В общем, после двух лет переговоров и раздумий проект, наконец, начал воплощаться в жизнь.

– Дом наш будет безбарьерный, – объясняет Ольга. – Чтобы ни ступеней, ни порогов, чтобы инвалиды могли беспрепятственно заезжать сюда. Людям в нем должно быть комфортно. И так обязательно будет.

Конечно, глядя на старый разваливающийся сарай, во все это трудно поверить. За последние 30 лет Ведлозеро не видало инвестиций. Люди пока сомневаются. Но ведь есть опыт Кинермы. А значит, наверное, все достижимо. Главное, ясно понимать, чего и зачем ты хочешь добиться.