Тема номера По «делу без тела» вынесен приговор

Илона Радкевич
№3 (921) 15.01.2014

В Карелии вынесен беспрецедентный для республики приговор: в колонию строгого режима отправился человек, жертву которого так и не смогли найти. «Нет тела – нет дела», – так говорил он своим знакомым. И ведь не сильно ошибался. Уголовное дело хотя и существовало, расследование по нему долгие годы топталось на одном месте. За это время подсудимый успел сменить место жительства, семью и фамилию. Однако спустя 10 лет ему все-таки пришлось ответить за преступление.

Родители Александра Палевского и хотели бы по-человечески похоронить сына, но его тело так и не нашли. Молодой человек пропал в апреле 2003 года. Ушел вечером на встречу с другом и не вернулся. Родственники подали заявление в милицию. Стражи порядка объявили Александра в розыск, но искать его тогда так и не начали. Даже не заглянули к Саше домой. Просто вынесли спустя какое-то время постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и все. Смирись Петр Михайлович Палевский, отец пропавшего парня, не было бы ни приговора, ни даже этой статьи. Десять лет своей жизни человек посвятил тому, чтобы заставить стражей порядка наказать убийцу своего сына. А в том, что Александра убили, родные даже не сомневались. Не было у них сомнений и в том, что к преступлению причастен его друг Олег Дюсеев.

Болезненное воображение

Поняв, что действенной помощи от стражей порядка ждать не приходится, родители Александра начали собственное расследование. Первым делом они поинтересовались у бывшей супруги сына (находясь в разводе, молодые люди продолжали проживать в одной квартире), не знает ли она знакомого Саши по имени Олег? Именно к нему в тот злополучный вечер отправился Александр из родительского дома. Девушка сказала, что вообще никакого Олега не знает.

– Петрозаводск – город маленький. Очень скоро мы выяснили, что у нее есть любовник, – говорит Петр Палевский. – И его имя – Олег Дюсеев.

Спустя неделю в дом к родителям Александра пришел молодой человек и представился Олегом Дюсеевым. Он подтвердил, что в тот вечер Саша действительно был с ним. Рассказал, что они «сняли» на остановке двух девушек, что у Саши с девушкой что-то не сложилось, и он лично отвез его домой. Все. Больше, по словам гостя, он Александра не видел.

– Он мне тогда сказал: «Я сам бывший опер. Я подключусь. Мы найдем Сашу». Наплел мне всего, – вспоминал после Петр Палевский.

Вскоре Палевские нашли настоящего Олега Дюсеева. Имя человека, который приходил к ним домой и представлялся чужим именем, супруги не знают до сих пор. Петр Михайлович ходил в милицию и просил стражей порядка выяснить, кто это был и зачем их попытались обмануть. Сначала ему пообещали разобраться, а потом сказали, что все это его болезненное воображение.

«Нет тела – нет дела»

Где только не был и к кому только не обращался за помощью Петр Палевский. Он с женой ездили и в Генеральную прокуратуру России, и в Государственную думу, и в Администрацию президента. Можно сбиться со счета, сколько раз расследование по уголовному делу об исчезновении его сына прекращалось и возобновлялось (разумеется, только после его жалоб и обращений). Во время одного из таких возобновлений стражи порядка нашли мобильный телефон Александра. Выяснилось, что этим телефоном настоящий Олег Дюсеев некогда расплатился с мастером, ремонтировавшим его машину. Дюсеева тогда даже задержали. При обыске его квартиры были найдены боевые патроны, гильзы, холодное и газовое оружие. Но связать эти находки с исчезновением Александра Палевского стражи порядка не смогли. Или не захотели. В пользу последнего свидетельствует тот факт, что в деле имелись показания людей, которым Дюсеев рассказывал, что убил друга, но их следственным органам почему-то было недостаточно для предъявления обвинения.

Пять лет назад мы и сами, проникнувшись историей Петра Палевского, пытались взять комментарий у стражей порядка. Уж очень хотелось понять, что мешает им посадить преступника за решетку. К нашему удивлению, следователь, который вел дело, на эту тему даже разговаривать отказался, заявив, что «считает нецелесообразным разглашать данные предварительного следствия». Однако заверил, что работа по нему продолжается. Это было в сентябре 2008 года. Петр Михайлович тогда сказал:

– Не верю. Ни единому его слову не верю.

И был абсолютно прав. Дело в очередной раз приостановили.

Позже, уже в суде, один из свидетелей – бывший сокамерник Дюсеева – пояснит суду, что подсудимый верил, что стражи порядка никогда ничего не докажут, говорил, мол, «нет тела – нет дела» и надеялся, что адвокат все равно вытащит его на свободу. По всей видимости, именно мысль о том, что труп не был найден (не найден он и до сих пор), и не давала представителям силовых ведомств довести дело до конца.

Вину не признал

Неизвестно, чем закончилась бы эта история, если бы в Карелии не образовалось новое ведомство – Следственное управление Следственного комитета. Руководитель петрозаводского отдела Виктор Россыпнов взялся лично курировать дело, поручив расследование одному из своих лучших следователей. Олегу Дюсееву было предъявлено обвинение в умышленном убийстве. Расследование дела хотя и заняло еще какое-то время, но обвинительное заключение в конце концов было отправлено в прокуратуру. Прокурор города Елена Аскерова не только подписала этот документ, но и лично пошла в суд поддерживать по нему обвинение.

– Это дело очень сложное. В нем не было ни тела погибшего, ни оружия, – говорит Елена Алексеевна. – Практика по таким делам очень маленькая. Но, изучив дело, я приняла решение, что буду утверждать обвинительное заключение, и оно будет направлено в суд. Я не скажу, что пошла в суд со стопроцентной уверенностью в обвинительном приговоре. Сомнения, конечно, были. Но суд разобрался. Дело рассматривала судья Носова – высококлассный специалист, профессионал. И разбирали мы это дело буквально по крупицам.

Судили Олега Дюсеева уже под фамилией Макаров.

– Сначала он уехал из Карелии в Ленинградскую область, потом в Нижегородскую, где женился, взяв фамилию жены, – говорит Елена Аскерова. – Когда у него спросили, зачем он сменил фамилию, подсудимый ответил, что отца своего он не знал и знать не хотел, поэтому и взял фамилию Макаров. Тем более что кто-то из его дальних родственников тоже был с такой фамилией. Хотя, вероятнее всего, он просто хотел затеряться.

Подсудимый так и не признал своей вины.

– Он считал, что привлекли его незаконно, что обвинение необоснованное, – рассказывает Елена Аскерова. – Весь процесс сторона защиты пыталась в большей степени просто опорочить свидетелей. Даже своих друзей – семейную пару – подсудимый пытался представить суду в негативном свете. Про себя же говорил, что он – суперчеловек, помогающий всем, и что убить он не мог.

Друзья подсудимого тоже говорили о том, что не верят в его виновность, но при этом добавляли весьма показательные штрихи к его портрету. Например, подсудимый периодически демонстрировал знакомым свою фотографию, на которой он держит за волосы человеческую голову, а рядом лежит обезглавленное тело (этот снимок он привез из Чеченской Республики, где проходил воинскую службу).

Доказательств вины подсудимого Фемиде оказалось достаточно. В разное время Дюсеев сам рассказывал людям о совершенном им преступлении. И все они подтвердили это в суде. Оказалось, что бывшая супруга погибшего с первых дней знала о том, что Александра убили, и кто это сделал. В ту ночь, десять лет назад, Олег Дюсеев, с которым у нее были близкие отношения, не только признался ей в убийстве, но и рассказал, что сделал это из-за нее. Друзья не сумели поделить женщину.

Петрозаводским городским судом Олег Дюсеев был приговорен к 14 годам колонии строгого режима. Верховный суд Карелии это решение поддержал.

– В апелляцию по жалобе Макарова (Дюсеева) я тоже ходила сама, – говорит Елена Аскерова. – Так вот там он вел себя еще более нагло. Негативно отзывался уже не только о свидетелях, но и о судье, и о прокуроре, и о следователе, и о его руководителе. Ни о каком раскаянии в преступлении, конечно, даже речи не шло.

P.S. 15 января 2014 года – третья годовщина образования следственных органов Следственного комитета Российской Федерации. «Карельская Губернiя» искренне поздравляет!