Общество «Это далеко не обвал»?

Губерния
№4 (1027) 27.01.2016

В прошлую среду курс доллара превысил 85 рублей, обновив очередной исторический максимум, евро превысил рубеж в 93 рубля, обновив максимум с декабря 2014 года.

Российская валюта обваливается вслед за нефтью, которая ежедневно обновляет минимумы с 2003 года. К счастью, в пятницу рубль на фоне отскока вверх стоимости нефти укрепился до 78,6 рубля за доллар.

В Кремле же посчитали, что говорить об обвале рубля нельзя. Такое заявление сделал пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков.

– Я не употреблял бы слово «обвал». Курс действительно меняется, курс волатилен, но это далеко не обвал, – заявил Песков.

При этом пресс-секретарь президента заверил, что у Центробанка есть сценарии на случай реального обвала российской валюты. «Нет оснований полагать, что у Центробанка отсутствуют какие-либо сценарии, призванные избежать действительно обвальных изменений. У нас есть мегарегулятор. Центральный банк достаточно внимательно следит за ситуацией и её анализирует», – заявил Песков.

На второй день обвала рубля Банк России созвал срочное совещание банкиров. На совещании обсуждалось и ослабление рубля, а также возможное применение экстренных мер со стороны ЦБ РФ в случае существенных колебаний национальной валюты.

Нестандартное предложение выдвинул сенатор Сергей Калашников. Он предложил Центробанку отменить конвертируемость рубля, установив его жесткий курс по отношению к доллару и основным резервным валютам.

– Необходимо установить жесткий курс рубля по отношению как к доллару США, так и другим резервным валютам. Исходя из реальной покупательной стоимости национальной валюты на внутреннем рынке, ее курс может составить около 40 рублей за доллар, – заявил парламентарий.

Тем временем жители России начали скупать бытовую технику в кредит на фоне обвала рубля. В результате банкиры столкнулись с нетипичным для января ростом спроса на потребительские займы.

Что думают известные люди России и Карелии?

Эльвира Набиуллина, глава Центробанка России:

– В настоящее время корректировка рыночного курса происходит достаточно плавно. Этому способствует и благоприятная ситуация как с валютной, так и рублевой ликвидностью. Показатели финансовой стабильности остаются в норме. Банк России постоянно мониторит ситуацию на финансовых рынках и принимает решения на основе анализа целого комплекса факторов.

Евгений Жирнель, заместитель директора по научной работе Института экономики КарНЦ РАН:

– С этим ничего не сделать. Слабость российской экономики – это зависимость от нефтяного рынка. Если открыть Стратегию-2020, которая была подготовлена много лет назад, то можно увидеть, что прогнозы сбываются. Нужно в корне менять стратегию развития экономики. И представлять, как мы будем нормально существовать не при 50 долларах за баррель нефти, а при 10. Нужно развивать программу экономики в других отраслях. Другое дело, когда это произойдет. Если у вас есть накопления и вы планируете их потратить в течение полугода, то деньги можно спокойно хранить в рублях. Если тренд будет продолжаться, то будут расти цены, соответственно, будет и уменьшаться реальный доход населения. Каждому нужно разработать свою финансовую схему и не вести себя так, как раньше. Понимать, что расходы не должны превышать доходы. Очевидно, что 90-е не повторятся. Сейчас другое время, кризис будет проходить по-новому. Да и доля российского производителя другая, нежели раньше. И нужно понимать, что у российской экономики есть ряд показателей, которые указывают на высокую устойчивость. У нас низкий уровень госдолга, невысокий уровень безработицы. Экономика не изменится сама по себе. Возможно, только через кризисное явление может произойти реконструризация российской экономики. Тут многое зависит от действий правительства.

Сергей Калашников, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике:

– В случае, если в стране будет установлен фиксированный курс рубля, непременно возникнет черный рынок валюты. Это будет иметь для экономики менее губительный эффект, чем спекуляции на стоимости нацвалюты. Чёрной рынок валюты появится, это абсолютно неизбежно, но это не самая главная проблема для российской экономики. Сейчас абсолютно спекулятивный курс. Поэтому Банк России и не должен пускать его на волю спекулянтов, вместо того чтобы, пользуясь любым поводом, повышать ключевую ставку. Не стоит бежать в банки скупать валюту. Безусловно, колебания будут идти в сторону дальнейшего снижения курса рубля, но через какое-то время он может немного вырасти.

Денис Давыдов, представитель «Нордеа Банка»:

– Валютное регулирование в настоящее время выглядит как абсолютно утопичная идея. Первое, что произойдет – это бесполезная трата золотовалютных резервов, которых и без того мало. Девальвация позволяет ту выручку, которую мы получаем от продажи углеводородов, конвертировать по более приемлемому курсу и исполнять бюджетные обязательства. Если зафиксировать курс, то доходы окажутся на низком уровне, а расходы будут опережать по темпам роста. Бюджетный дефицит вырастет очень быстро и существенно.

Дмитрий Полевой, главный экономист ING Bank по России и СНГ:

– Такой паники, как в декабре 2014 года, когда в банках массово закрывались депозиты и скупалась валюта, пока мы не наблюдаем. Не исключено, что риски реализации этого сценария заметно возрастут, если доллар достигнет 90–100 рублей, хотя, с нашей точки зрения, возможностей у населения для этого заметно меньше. В этом случае ЦБ может попытаться стабилизировать ситуацию, усилив контроль за действиями экспортеров, госкомпаний и просто крупных российских компаний на валютном рынке. Думаю, что сейчас регулятор пристально наблюдает за поведением крупных банков и компаний.