Общество Проверено: одарен!

Алла Константинова
№4 (1027) 27.01.2016

Маше Денисенко 6 лет. Вот уже несколько месяцев она, помимо детского сада, ходит на занятия по фортепиано – Маша всегда хотела не только научиться играть на инструменте, но и поступить в первый класс Республиканской специализированной школы искусств. Однако за две недели до вступительных испытаний взрослые тёти и дяди из Министерства образования огорошили Машу и ее родителей новостью: набора в первые классы школы не будет.

Денег должно хватить

После того как родители и педагоги школы вполне обоснованно взбунтовались и написали обращение в Законодательное Собрание Карелии и региональное отделение Общероссийского народного фронта, министерство «разрешило» набрать один первый класс на 25 человек, даже не выделив на этот класс дополнительных средств. Как рассказали потом в Министерстве образования, в школе искусств заверили их, что бюджета на содержание одного первого класса должно хватить.

Родителей эта мера не устроила по многим причинам. Во-первых, платные подготовительные курсы для будущих первоклассников посещало в два раза больше детей, чем сможет теперь принять школа. Таким образом, родителям будущих первоклашек сейчас в срочном порядке нужно искать запасные варианты. К тому же 21 января стало известно, что электронной записи в первые классы в этом году не будет – тестирование системы провалилось и родителей «обрадовали»: им снова придется составлять списки, дежурить у школ по ночам и толкаться в очередях. Кроме того, часть педагогов школы искусств придется уволить – нынешней нагрузки на всех не хватит и, упразднив начальное звено, министерство фактически толкнуло школу к реорганизации, считает ее коллектив. Так почему же чиновники считают нормальным в последний момент обрушить надежды и планы такого количества людей?

Упущенное время

Как сообщили в Министерстве образования, они искренне считают, что в школе искусств должны учиться дети, которые уже получили допобразование и проявили себя, показали какие-то результаты. А понять по шестилетнему ребенку, действительно ли у него есть талант, сложно. Таким образом, в школу искусств должны поступать «проверенно» одаренные дети, а уж потом педагоги с радостью продолжат его обучение – но уже не с первого, а с пятого класса.

Педагог и заведующая отделением фортепиано Мария Борзова считает, что это принципиально неверная позиция.

– Дети, обучающиеся игре на фортепиано, должны начинать заниматься не то что с первого класса, а уже с 4-5 лет, – уверена она. – Если отдать это время на откуп районным музыкальным школам, многое можно упустить. Даже если предположить, что ребенок попал в хорошие педагогические руки: зачем тому преподавателю отдавать потом «золотую» курицу, как бы это цинично не звучало? Ведь от количества побед на конкурсах учеников зависит, к примеру, квалификация педагогов.

Однако замминистра образования Татьяна Васильева так не думает.

– Большинство учреждений дополнительного образования республики работают по той же программе, что и школа искусств в Петрозаводске, – поясняет замминистра образования Татьяна Васильева. – 76 % детей в республике посещают учреждения допобразования, из них 39% – это дети, которые обучаются по программам художественно-эстетической направленности. Кроме того, система музыкальных и художественных школ – одна из самых развитых в Карелии, и в республике работают не менее квалифицированные специалисты, чем в петрозаводской школе искусств. Их ученики получают всю необходимую базу. Если говорить об одаренных детях – это сложнее, ведь одаренность проявляется чуть в более старшем возрасте, чем в 6-7 лет.

Кроме того, отмечает Васильева, в начальной школе практически нет иногородних детей – кто отправит первоклассника в столицу одного? А Министерство образования давно заинтересовано в том, чтобы все больше иногородних детей обучались прекрасному. По поводу школы – речь не идет об ее реорганизации, а педагогам не стоит раньше времени переживать. Как в любом другом образовательном учреждении, многое зависит от нагрузки педагога – после распределения рабочих часов и станет ясно, сколько педагогов нужно школе.

– Реорганизация – это изменение статуса учреждения, а такого не случится, – говорит Васильева. – Насчет своевременности изменений – они были внесены в план в соответствии с обычными сроками формирования госзадания. Это происходит в начале каждого финансового года и устанавливается Министерством образования России. Кроме того, никому из родителей будущих первоклассников и не гарантировали, что посещение школы подготовки к начальным классам «Прелюдия» – это билет в первые классы школы искусств. Во все годы работы «Прелюдии» родители были готовы к тому, что их дети могут не пройти вступительные испытания. В этом году гарантий также никто не давал.

Вот так-то: и ничего, что родители могли записаться совсем в другую «малышкину школу», где профильным предметам – музыке, танцам и рисованию – не уделяется столько времени. Да и ребята, посещающие курсы, уже давно подружились. Кто из них действительно поступит в этот первый класс, а кому придется идти в обычную школу?

«На Первое сентября я плакала»

Вот и десятиклассница Юля Каминная стала жертвой реформ в школе искусств: год назад там упразднили гуманитарный класс, и большей части будущих десятиклассников пришлось уйти в другие школы.

– На 1 сентября я плакала, – Юля волнуется даже во время нашего разговора. – Это стало для меня, без преувеличений, настоящей трагедией! Было очень неожиданно и неприятно уходить из родной школы за два года до ее окончания. Сейчас я часто хожу в гости в школу искусств – милее этих стен для меня нет. А в новом классе, хоть он и очень хороший, я не прижилась, как ни старалась.

Растерянные родители будущих первоклассников тем временем готовят их к вступительным испытаниям, которые пройдут в школе искусств в феврале. И несмотря на то, что кого-то из них результаты тестирования обрадуют, важное для каждого родителя и ребенка время – первый раз в первый класс, как-никак – несправедливо испорчено.